Фотографы и фотографические мастерские до 1917 года

 

Попов А.П Российские фотографы (1839-1930)  А-М   М-Я

Так зарождалась светопись в Волковыске

Фотоателье Биографии фотохудожников

Фотографы и фотографические ателье дореволюционной России

Харьковская губерния

Шипова, Татьяна Николаевна. Фотографы Москвы (1839-1930) : биографический словарь-справочник / Т. Н. Шилова. - Москва : Совпадение, 2006. - 363, [3] с. : портр.; 22 см.; ISBN 5-903060-09-9



Брест

Аугортен, 

Кринский

Миллер,

Штуман

Волковыск

Маргулиус Исаак В 1884 году временно было открыто фотоателье в Волковыске, житель Сувалковской губернии 

Янушкевич Казимир Михайлович В 1881 году было открыто фотоателье дворянином Виленской губернии, жителем Вильно Янушкевичем Казимиром Михайловичем, который несколько  лет занимался  фотографированием в фотоателье Страуса. В мае 1886 года он  подал прошение губернатору о разрешении фотографировать в местечке Ружаны Слонимского уезда и Пружанском уезде, так как «при малочисленности в этом городе жителей, занятие мое приносит столь незначительный доход» и в сентябре того же года он повторил свою просьбу: «во время пожара 26 августа сгорела квартира с помещением, где проводились съемки, и оставаться в Волковыске тем более неудобно, что ввиду постигшего этот город несчастья, я не могу рассчитывать на запрос в моей работе.» Его просьба была удовлетворена, но через некоторое время он возобновил работу своего фотоателье в Волковыске. В 1893 году он умер, но в этом же году его вдова Феодора  Феодоровна просит губернатора о разрешении ей открыть фотоателье, продолжить дело своего мужа. В январе 1894 года она получает свидетельство. В ведомости за 1898 год ее фотоателье еще упоминается.

Галич

Смодор Михаил Маркович (1882 -1944) Родился он Самодуром Моисеем Мордуховым, потом поменял имя на отцовское - Смодор Михаил Маркович, с ним и вошёл в историю российской фотографии. 30 лет он создавал фотолетопись города, за всю жизнь сделал около 20 тысяч снимков, сейчас собрали где-то 800 стекол. Биография
Михаил Смодор приехал в Галич после семилетнего обучения у знаменитого варшавского фотографа Якова Тираспольского, здесь недалеко в Буе жил его брат Марк с семьей. Интересная говорящая деталь: 22 марта 1906 года Михаил подаёт прошение на открытие фотографии в городе Галич, а 24 марта костромской губернатор его подписывает! Буй для Смодора стал счастливым местом, здесь он знакомится со своей будущей женой Фаиной Ароновной Фарбман (1893-1987). Получив губернаторский патент, открывает частное фотоателье «Универсальная фотография М. Смодора» в Галиче в доме по улице Подбельского (бывшая Богоявленская), дом 8. В городе уже было два фотоателье, но Смодор быстро понял, что они ему не конкуренты. В Варшаве он овладел польским языком, выучил французский, немецкий языки, а также посещал музеи и картинные галереи. Учитель сначала заставлял читать книги по искусству, а потом это стало для Михаила потребностью. Фотокамеру ему дали только через четыре года обучения - к тому времени Михаил уже умел ретушировать. Его автопортреты были безукоризненны. Но это еще не все: Тираспольский требовал от учеников, чтобы они отлично знали павильонную этику: как встретить клиента, как взять у него заказ и куда доставить потом.
Михаил Смодор работал один и по двадцать часов в день. Он обожал фотографировать Галич, его памятники церковной старины, тогда в городе было 18 храмов. Его любимыми моделями были жители Рыбной Слободы. Участвовал в губернских фотовыставках 1913 (к приезду царской семьи) и 1915 гг. Сотрудничал с Костромским научным обществом.
Фотографические виды Галича, созданные Смодором, были хорошо известны в России. Как самый ухоженный уездный город они печатались в форме почтовых открыток многотысячными тиражами. К сожалению, нигде не указывалось имя их автора. Но это было требование книготорговца Ивана Сытина, который был автор этого успешного коммерческого проекта.
Михаил Маркович так был увлечен работой, что не замечал, что жизнь меняется. Хотя революцию он встретил радостно, приветствовал новый порядок, энергичных людей в портупеях. Настало время фотографий митингов, где галичане в соломенных шляпах выражают свою солидарность с китайским народом, борясь с мировым империализмом, детских лагерей, комиссий соцотбора, агитационных пирамид, ЧОНовцев в добротных сапогах, сброшенных колоколов… Сделал даже коллаж - члены галичского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, где величина головы соответствует степени важности должностного лица. Наивное очарование новой властью, видя плоды её социального устройства, стало почему-то проходить… Только после окончания Гражданской войны в фотоателье стали возвращаться клиенты, но повод был горьким – в основном, это были родственники погибших, они заказывали снимки прошлых лет, так как мастер всегда хранил негативы. За эти памятные повторные портреты он брал символическую плату, а часто отдавал снимки даром. 

26 июля 1935 года по ложному доносу осуждён на 3 года по статье «развращение малолетних» к заключению и отправлен на строительство канала «Москва-Волга». Первые месяцы прошли на общих работах Дмитлага НКВД СССР. Уже в начале 1936 года руководство опомнилось, и Смодор стал фотографом линейного поста фотографической службы строительства канала. Занимался лабораторной работой, художественным оформлением плакатов, призывов, графиков соревнований бригад.

22 июля 1937 года «за ударную работу» был досрочно освобождён из заключения. По-разному повели себя горожане, кто-то не замечал, кто-то отвернулся, только друзья-рыбаки всё время помогали семье Смодоров. Исхудавший, с больными ногами Михаил Смодор уже не мог работать, ему было тяжело ходить. Тогда его вывозили на самодельной коляске на улицу, и он любовался картинами Галичского озера. Окончательно здоровье покинуло фотографа, когда пришла похоронка на первого сына в 1943 году. 4 января 1944 года его сердце перестало биться.  Источник 

Гродно 

Запольский-Довнар, 

Менцель, 

Тубянский, 

Садовский, 

Штуман, 

Слоним 

Лагос