10 - Коблевская, 25.
Цирк.
История Одесского цирка начинается в 1879 году, когда на месте нынешнего построили здание цирка Альберта Саламонского. Оно было рассчитано на четыре тысячи зрителей, построено из камня и отапливалось паром. Однако просуществовало недолго, всего десять лет, и в 1889 году было разобрано. Это было решение крупного одесского предпринимателя, владельца пивзавода (сгоревшего «Гамбринуса») Вильгельма Санценбахера. Он и решил выстроить новый, современный цирк. Основой стали железные конструкции, специально заказанные в Германии, причем собирались они без сварки – на заклепках. Купол выполнен из гофрированного железа, обшитый войлоком и досками – для хорошей акустики. Особой гордостью была конюшня на 60 лошадей – выстроенная отдельным помещением. 25 января 1894 года цирк, прозванный Железным за обилие металла, был открыт. С 1917 года здание Одесского цирка стало собственностью городского совета. В 1925 году Одесский цирк получил статус государственного.
Есть несколько уникальных особенностей у этого здания. Прежде всего – это каркас, а, точнее, металл, из которого он сделан. Он не ржавеет вот уже сотню лет, не поддается сварке и… и его состав неизвестен. Еще одна особенность – это купол, расстояние от манежа до него ровно на три метра превышает стандартные 18 метров. И самое главное – Одесский цирк является не только самым старым на Украине и территории СНГ, но и во всем мире. Потому что стационарные цирки строили только в Российской империи и Китае, а в остальных странах обходились передвижными шапито.
Современное состояние цирка удручает. Внешне он потерял, пожалуй, не так много – большая часть архитектурных изысков дожила до наших времен. Но внутри дела обстоят гораздо хуже. Манеж находится в плачевном состоянии, полы прогнивают, со стен сыпется штукатурка, древние кресла давно уже пора менять… Если так пойдет и дальше – пожалуй, единственное, что останется от цирка – это его железный остов. Неразрушаемый металл может пережить все остальное здание.
11 - Торговая, 26.
В 40-х годах 19 века по проекту архитектора Н. С. Козлова на улице Торговой появились двухэтажные торговые здания с открытыми галереями. Они прослужили полвека, пока в 1896 году их не сменили поистине огромные корпуса. Впечатляла их высота, размах – они занимали два квартала улицы. Кровля представляла из себя сложную конструкцию металлических ферм, покрытых стеклом. Таким мы видим здание сегодня – все то же величие, стекло сверху – правда, немного мутное и грязное, и косметический ремонт наружных стен.
В 1905 году в торговых рядах создали первую одесскую винодельческую станцию, которая впоследствии переросла в Институт виноградарства и виноделия им. В.Е. Таирова, о чем свидетельствует мемориальная доска на здании. В 1917 году в мясном корпусе рынка расположилась конюшня дивизии. В 1921 году в корпусах проводились собрания, митинги и концерты. В 1988 году один из корпусов сгорел – он до сих пор не восстановлен, до недавнего времени являясь стоянкой. Сейчас старое левое крыло снесли вместе со сгоревшей частью, и вроде как собираются отстроить заново, сохранив внешний вид.
12 - Садовая, 10.
Почта Одессы не всегда находилась на Садовой. Первая контора, открытая в 1816 году, в течении семи лет не имела постоянного здания. Только в 1823 году она получила здание на углу Екатериненской и Жуковского, расширенное впоследствии путем постройки флигеля вглубь Екатериненской. Там Одесская пограничная почтовая контора – именно так в те времена звалась наша почта – существовала вплоть до своего переезда на нынешнее место, в 1898 году.
Кстати, городской почты до 1869 года в Одессе не было. Письма можно было отправлять в другие города и населенные пункты, но по Одессе – никак. Это несколько омрачало жизнь граждан, но все изменилось с приходом почтовой реформы – с появлением периодических изданий, на которые можно было подписаться, и которые доставлялись на дом. С 17 апреля 1869-го была открыта городская почта, а по городу разместили 12 почтовых ящиков.
По мере развития города и увеличения количества его жителей стал вопрос о переносе почты в новое, большее здание. Искали долго, безрезультатно, в конце концов, создали комиссию, которая выбрала именно Садовую улицу местом расположения будущего почтамта. Строительство продолжалось два года – со 2 апреля 1896 года, когда был заложен фундамент здания, до 24 апреля 1898 года, когда открыли и освятили здание почтовой конторы. На входах горожан встречали швейцары в парадных ливреях, работал бесплатный гардероб, а в главном зале действовало 26 окошек для приема корреспонденции.
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало – его фактически превратили в руины. Главпочтамт на время был размещен на Гоголя, 12. В 1956 году Минсвязи СССР утвердило проект восстановления здания. Но Главпочтамт вернулся на Садовую, 10 только шесть лет спустя. При реконструкции здание несколько «упростили», лишив его башенки над центральным входом, и маленьких «кукушатен» на углах. Сейчас здание хорошо выглядит как снаружи, так и внутри. В огромной зале царит прохлада и едва слышный гомон голосов. Высокий стеклянный потолок пропускает мягкий свет. А на входе – огромная коллекция марок.
13 - Пастера, 25.
Бессарабско-Таврический Земельный банк.
Посередине квартала от Торговой до Дворянской по улице Пастера расположилось двухэтажное серое здание. Оно выглядит мрачно и в то же время величественно. Мощные первый этаж и более легкий второй, с большими аркадными окнами и пилястрами между ними, множество лепных элементов и низенькая балюстрада под карнизом. И все это – в темном, холодном и тяжелом сером цвете. Перед вами один из наиболее известных и влиятельных банков Российской Империи – Бессарабско-Таврический Земельный банк.
Построено здание в 1887-1890, архитектор А. Г. Люикс. В 1899-1900 годах строительство завершали архитектор С. А. Ландесман и инженер С. И. Рудницкий. К счастью, внешне здание сохранилось практически в первозданном виде. Не хватает разве что гордой надписи «Бессарабско Таврическiй Банкъ» на аттиках, да и сами эти элементы несколько пострадали. Балюстрада местами сбита, но лепнина, на удивление, цела. Внутри все обстоит гораздо хуже. Парадный вестибюль и бель-этаж выглядят неплохо, но второй этаж оставляет желать лучшего – обвалившаяся штукатурка, трещины, ржавчина и запущенное состояние. А некогда там был роскошный главный зал.
С 1924 года в здании открылся Одесский губернский партийный клуб – здесь читал свои стихи Маяковский. После войны тут размещался Физический институт Одесского государственного университета. В середине прошлого века в здании находился проектный институт «Гипропром», а во времена независимости снова появился какой-то малоизвестный банк. Сейчас здание числится административным, и стоит пустым и заброшенным.
14 - Пастера, 27.
Физико-химический отдел Университета - НИИ физики.
По соседству с бывшим банком расположилось здание физико-химического института Новороссийского университета, 1897 – 1899 годов постройки по проекту архитектора Н. К. Толвинского. Об этом скромно напоминает старая надпись на фасаде (кстати, довольно редкая вещь в нашем городе. То ли не было принято так «рекламировать» архитектора, то ли посбивали все эти надписи…)
фото взято из интернета |
Собственно, своего назначения здание не поменяло за более чем вековую историю. Сейчас это – корпус научно-исследовательского института физики университета им. Мечникова. Здание сохранилось полностью, включая все лепнины, балюстрады, башенки – даже надписи ФИЗИКА и ХИМИЯ по обеим сторонам главного входа на месте. Сделан добротный косметический ремонт, в результате которого НИИ сочетает темно-зеленый цвет стен и белый – декора.
15 - Дворянская, 2.
Императорский университет – Одесский национальный университет им. Мечникова.
Главный корпус университета Мечникова расположился по соседству, по адресу Дворянская, 2. Здание было построено в 1852-1857 годах, архитектор – А. С. Шашин. Изначально здесь был Ришельевский лицей, однако позже он переехал, а здание стало Императорским Новороссийским университетом, одним из самых престижных в Российской Империи. Кстати, нынешний Одесский университет также считается очень престижным учебным заведением.
С этим зданием связано много известных фамилий. Д. И. Менделеев начинал свою деятельность в Одессе, в стенах Ришельевского лицея. В создании Университета принимал участие русский хирург Н. И. Пирогов. Здесь преподавал лауреат Нобелевской премии, человек, чьим именем теперь назван университет – И. И. Мечников. В. П. Филатов также работал преподавателем. Тут учился С. Ю. Витте, премьер-министр Восии в начале двадцатого века. Имена многих увековечены на мемориальных досках здания.
Корпус, как и предыдущий герой нашей прогулки, сохранился замечательно – очевидно, что к зданиям такого рода относились хорошо и с умом. Сменились разве что герб и надпись на фасаде, да решетка балкончика на втором этаже (если хорошо рассмотреть старую фотографию, можно заметить, что нынешняя обрешетка балкона – не что иное, как ограда с двух сторон от парадного входа). Приятно радуют и сохранившиеся двери и окна.
16 - Дворянская, 1-3.
Благородное собрание – Одесская государственная академия холода.
На месте ныне существующего здания некогда располагалось Благородное собрание – клуб, в котором поначалу числились верхушки общества. Они устраивали балы, засиживались над карточными играми… Со временем попасть туда стало гораздо легче и для людей более низкого статуса. Затем Собрание поменяло свое местоположение, и на месте здания возвели новое – в 1936-1938 годах, архитектор А. Б. Минкус.
Наиболее известен этот дом тем, что во время обороны Одессы здесь базировались моряки-разведчики. Мемориальная доска с перечнем фамилий расположилась на торцевой стене. Восьмой по счету, Григорий Поженян, впоследствии снял фильм «Жажда», рассказав о группе разведчиков (тех самых, чьи фамилии сухим перечнем выбиты на мемориальной доске). Они во время обороны Одессы от фашистских захватчиков в 1941 году дали изнывающему от жажды городу воду, захватив ненадолго Беляевскую насосную станцию.
Нынешнее здание выше своего предшественника, и лишено каких-либо изысков – ни лепнины, ни декора.
17 - Пастера, 62.
Евангельская Пресвитерианская церковь.
В Одессе реформаторы существовали давно, и общину составляли немцы и французы. В 1850 году император Николай I предоставил им место для постройки храма. 13 июня 1851 года началось строительство храма. Однако успели лишь заложить фундамент и начать стены – дальше финансы закончились. В глубине двора построили здание, нижние этажи которого было отданы школе и библиотеке, а верхние – молитвенному залу, в котором позже расположили орган.
Время шло, и здание стало слишком маленьким – община реформаторов очень быстро расширялась. 30 апреля 1895 года заложили новое здание, частично использовав старый фундамент. План строительства составлял петербургский архитектор В. А. Шретер, строительство осуществлял инженер Х. Скведер, а архитектором был знаменитый А. О. Бернардацци. Новый храм был трехэтажным. На первом этаже располагались машины для парового отопления здания, на втором жил пастор и аж на третьем был молитвенный зал. Строительство было окончено в 1896 году, а в 1900 году храм окончательно отделали и освятили.
В 1917 году, после распада реформаторской общины, в здании открыли кукольный театр. Впоследствии храм вернулся к Евангельской реформатской пресвитерианской общине города. Сейчас в храме проводятся богослужения по средам и воскресеньям.
Удивительная вещь: если обычно про одесские дома выдающейся и ошеломляющей архитектуры известно многое, то дом Имбера (в некоторых источниках - Инбера) – исключение в этом правиле. Источники дают сухую сводку – доходный дом построен в 90-х годах девятнадцатого века, архитектор – С. А. Ландесман. И все. Даже о человеке, чье имя носит дом – о некоем гражданине Имбере – ничего не известно. Предполагают, правда, что он был в родстве с мужем поэтессы Веры Шпенцер, после замужества ставшей Имбер, но точно этого никто не знает.
18 – Преображенская, 13 (Елисаветинская, 20)
Дом Имбера
Удивительная вещь: если обычно про одесские дома выдающейся и ошеломляющей архитектуры известно многое, то дом Имбера (в некоторых источниках - Инбера) – исключение в этом правиле. Источники дают сухую сводку – доходный дом построен в 90-х годах девятнадцатого века, архитектор – С. А. Ландесман. И все. Даже о человеке, чье имя носит дом – о некоем гражданине Имбере – ничего не известно. Предполагают, правда, что он был в родстве с мужем поэтессы Веры Шпенцер, после замужества ставшей Имбер, но точно этого никто не знает.
На старой фотографии мы видим шикарный четырехэтажный особняк – первый этаж отдан магазинам, второй и третий богато украшены лепниной, над карнизом расположились изящные скульптуры. И самая великолепная часть здания – огромная балконная ниша на углу, высотой на все четыре этажа. Причудливая вязь решеток, фигуры атлантов и кариатид в выемки и просто фантастический купол, венчающий это великолепие. Богатейшее украшение лепниной, необычайно гармонично смотрящееся на здании, вся эта ажурность, утонченность и легкость…
Сейчас от этой роскоши мало что осталось. Дом приведен в более-менее приличный вид, он выкрашен и отреставрирован, но… Лепнина третьего этажа и балконов, скульптуры на крыше и сам купол – все уничтожено. Оставшееся напоминает о былом великолепии, фасад смотрится пусто, особенно, если знаешь, каким он был раньше. Дом нынче жилой, со сдающимися в аренду офисными помещениями.
19 – Преображенская, 23
Кафе Либмана
Этот дом одесситам хорошо известен – так же как и его сосед, многострадальный дом Руссова. Об этих зданиях можно вести длинный, интересный и захватывающий рассказ, о них можно говорить часами, обсуждать, рассуждать… И история эта будет печальной. Очень – потому что показывает, какое наплевательское отношение имеют люди, в чьих руках сосредоточена власть, к шедеврам архитектуры города. И потому, что здания, скорее всего, уже обречены.
В 1887-1888 годах по проекту архитекторов А. Ниеса, Э. Меснера и И. Моргулиса на углу Преображенской и Садовой был построен доходный дом. Как и многие дома Одессы, он изобиловал лепными элементами, но главной его особенностью была скульптурная группа на крыше. Дом был известен благодаря пекарне и кондитерской, расположенных на первом этаже, и кафе с бильярдной. Все это принадлежало одесскому предпринимателю Бернгарду Эрнестовичу Либману. Кафе, между прочим, было оборудовано по последнему слову тогдашней техники – с применением электрического освещения.
После революции верхние этажи и мансардные помещения были переделаны под коммуналки, а первый этаж в разное время занимали различные организации – сберкасса, издательство, букинистический магазин… Сейчас здание, числящееся памятником архитектуры, находящееся практически в самом сердце Одессы, неподалеку от Дерибасовской, находится в аварийном состоянии и требует не просто срочного – а немедленного капитального ремонта. И причина, к сожалению, не в самом здании – внешне оно довольно хорошо сохранилось, да и скульптуры на крыше все еще стоят, созерцая Одессу с высоты птичьего полета… Главная проблема – в соседе, доме Руссова. Это не менее великолепное здание давно завешано лесами, несколько раз горело и сейчас находится в ужасающем состоянии. Если верить экспертам – а как им не хочется верить! – то здание уже обречено, и простой реставрацией здесь не обойтись. В случае с домом Руссова надо снести имеющийся остов и отстроить здание заново, с нуля, заменив даже фасад, потому как старый имеет огромную трещину и не способен нести нагрузку. Имеется проект, предусматривающий полное восстановление памятника архитектуры, и даже были начаты работы, но… очевидно, кто-то положил глаз на землю, и проект так и повис в воздухе – власти не дают добро на продолжение работ и спасение уникального здания. А тем временем разрушающийся дом Руссова «убивает» своего соседа, дом Либмана. Если в ближайшее время этими двумя зданиями не займутся – Одесса потеряет две свои жемчужинки.
О доме Либмана и его многострадальном соседе можно говорить долго. Но, знаете, - это больно – видеть рушащийся на глазах шедевр. Так хочется однажды проехать мимо Садовой по Преображенской – а дома Либмана и Руссова стоят как новенькие…
Дом Руссова перед пожаром 2009 года |
Проект восстановления дома Руссова |
Интересную статью про дом Руссова можно прочитать здесь.
20 – Соборная площадь.
Памятник графу Воронцову и Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор
Многие ли современные жители Одессы знают, чем обязан их город генерал-губернатору и Светлейшему Князю Михаилу Семеновичу Воронцову? Не знаю. Однако именно благодаря ему Одесса приобрела столь значимое торговое назначение, благодаря ему она стала воротами в мир, благодаря ему благосостояние города достигло высот. Воронцов, прожив часть жизни в Одессе, скончался здесь же, 6 (18) ноября 1856 года. А спустя семь лет ему был воздвигнут памятник.
Пожертвования на памятник поступали из всех уголков Российской империи. Проект монумента заказали мюнхенскому скульптору Фридриху Бруггеру, архитектором выступил Франц Боффо. Бронзовые части заказали в Германии, а с пьедесталом возникли трудности. Начались они с нехватки средств на добычу каменных глыб, потом оказалось, что транспортировать их (а добыча велась аж в Крыму) гораздо труднее, чем добыть, далее последовали три месяца доставки материала к крымскому побережью, во время которой взрывали скалы и засыпали овраги, после ждали полного штиля на Черном море для погрузки глыб на корабль, а впереди была еще и доставка камней на Соборную площадь… Но все завершилось благополучно, трудности были преодолены, и 9 ноября 1863 года был открыт памятник генерал-губернатору Новороссийского края и Бессарабской области, генерал-фельдмаршалу Светлейшему князю Михаилу Семёновичу Воронцову. Прочитали молебен, произнесли несколько речей, дали салют. Памятник прижился, был принят одесситами (отмечали необыкновенное сходство монумента с «оригиналом») и стал достопримечательностью.
Семьдесят лет спустя, с приходом советской власти, два главных символа Соборной площади – собор и памятник – готовились к уничтожению. Начали со святого – урны с прахом Воронцова и его жены Елизаветы были выброшены на улицу, а могилы мародерски разграблены. Но стараниями одесситов – и жизнью одного из них, шофер Никифора Ярового, прах был тайно вывезен на Слободское кладбище и захоронен там. Ярового за это расстреляли. В 2005 году прах вернули в восстановленный собор, на то же место, где он изначально покоился.
Так вот, вернемся к памятнику. Разрушив собор, приступили к нему. Пригнали трактор, набросили на памятник мощную цепь. Трактор сдвинулся с места, цепь натянулась до предела и… лопнула. А Воронцов, мудрый, красивый и спокойный, остался стоять на тяжеленном пьедестале из крымского гранита, сверху вниз глядя на людей, пытающихся разрушить память о нем. Памятник оставили на месте, и он сохранился до наших дней, на Соборной площади рядом со Спасо-Преображенским собором.
Сам же собор – ровесник Одессы. Когда в августе (по новому стилю – в сентябре) 1794 года состоялось торжественное освящение «новорожденного» города, освятили и место строительства церкви Николая Чудотворца. А год спустя был заложен первый камень прародительницы кафедрального собора – маленькой церквушки. Архивы говорят, что строительство каменного собора было поручено архитектору В. Вонрезанту, и в ноябре 1795 года была освящена закладка собора во имя того же святого. Храм должен был быть построен за два года – но после смерти Екатерины II, приказом Павла I сооружение храма, как и другие строительные работы в Одессе, прекратились. В январе1803 года градоначальником Одессы стал Ришелье, и он подал в Петербург на утверждение планы двух церквей из шести строящихся, добившись разрешения на постройку и выделения средств из государственной казны. Строительство продолжилось, и 25 мая 1808 года законченный собор был освящен, получив «имя» Спасо-Преображенского.
В 1825 году был разработан проект колокольни, стоящей отдельно от собора, а сама она была построена в 1837 году. После этого последовали реконструкции здания – первая была проведена в 1841 году, когда старую церковь и колокольню объединили трапезной частью. К этому времени собор стал кафедральным, что требовало увеличения площади. Частичные реконструкции собора производились в 1870-1880 годах, а в 1894 году сделали капитальный ремонт. В 1900-1903 годах, в ходе масштабной реконструкции был изменен фасад, выстроены два боковых купола, к восточному фасаду пристроили портик, украсили колокольню. Внутренний вид очаровывал и захватывал дух обилием света и пространством, колоннами и полом из белого мрамора, иконостасом из серого полированного мрамора и высотой колокольни – 72 метра.
В мае 1936 года собор был разрушен советской властью как объект, не представляющий архитектурной ценности. По воспоминаниям очевидцев, это было одинаково страшно и впечатляюще. Все имущество вывезли, разграбили могилу четы Воронцовых, чудом удалось спасти их прах, огромный колокол оставили посреди площади… В день разрушения Соборку оцепили войсками, оттесняя толпы жителей города. Поскольку блоки, составлявшие стены собора, были скреплены раствором на яичном желтке, и их разделить было просто невозможно, приняли решение взорвать колокольню так, чтобы она упала на собор и разрушила его. Расчет удался. Собор рухнул, сотрясая округу грохотом, рухнул, повыбивав стекла на близлежащих улицах, рухнул на глазах у тысячи одесситов…
Храм умер на почти семьдесят лет. В 1996-1999 году провели раскопки, в ходе которых нашли старый фундамент собора. 5 сентября 1999 года начало строительства было освящено и объявили конкурс на выполнение строительно-реставрационных работ, который выиграла компания «Стикон». 1 февраля 2000 года строительство было начато. В конце апреля того же года заложили первый камень в основании колокольни, которая была торжественно открыта 6 января 2001 года, в канун Рождества Христова. Собор считается полностью построенным в день принятия его в эксплуатацию – 18 марта 2005 года. В ноябре 2005 прах Воронцовых вернули в восстановленный собор и перезахоронили в нижнем Храме точно под тем местом верхнего Храма, где останки покоились восемьдесят лет. В 2008 году на колокольню воздвигли 14-тонный колокол, который звучит с 3 сентября 2008 года.
Сейчас здание собора – величественное и красивое украшение Соборной площади. Вместе с памятником Воронцову оно напоминает одесситам об истории их города.