10 - Коблевская, 25.
Цирк.
 
 
История Одесского цирка начинается в 1879 году, когда на месте нынешнего построили здание цирка Альберта Саламонского. Оно было рассчитано на четыре тысячи зрителей, построено из камня и отапливалось паром. Однако просуществовало недолго, всего десять лет, и в 1889 году было разобрано. Это было решение крупного одесского предпринимателя, владельца пивзавода (сгоревшего «Гамбринуса») Вильгельма Санценбахера. Он и решил выстроить новый, современный цирк. Основой стали железные конструкции, специально заказанные в Германии, причем собирались они без сварки – на заклепках. Купол выполнен из гофрированного железа, обшитый войлоком и досками – для хорошей акустики. Особой гордостью была конюшня на 60 лошадей – выстроенная отдельным помещением. 25 января 1894 года цирк, прозванный Железным за обилие металла, был открыт. С 1917 года здание Одесского цирка стало собственностью городского совета. В 1925 году Одесский цирк получил статус государственного.
 
Есть несколько уникальных особенностей у этого здания. Прежде всего – это каркас, а, точнее, металл, из которого он сделан. Он не ржавеет вот уже сотню лет, не поддается сварке и… и его состав неизвестен. Еще одна особенность – это купол, расстояние от манежа до него ровно на три метра превышает стандартные 18 метров. И самое главное – Одесский цирк является не только самым старым на Украине и территории СНГ, но и во всем мире. Потому что стационарные цирки строили только в Российской империи и Китае, а в остальных странах обходились передвижными шапито.
 
Современное состояние цирка удручает. Внешне он потерял, пожалуй, не так много – большая часть архитектурных изысков дожила до наших времен. Но внутри дела обстоят гораздо хуже. Манеж находится в плачевном состоянии, полы прогнивают, со стен сыпется штукатурка, древние кресла давно уже пора менять… Если так пойдет и дальше – пожалуй, единственное, что останется от цирка – это его железный остов. Неразрушаемый металл может пережить все остальное здание.
 
11 - Торговая, 26.
Торговые ряды.
 
 

В 40-х годах 19 века по проекту архитектора Н. С. Козлова на улице Торговой появились двухэтажные торговые здания с открытыми галереями. Они прослужили полвека, пока в 1896 году их не сменили поистине огромные корпуса. Впечатляла их высота, размах – они занимали два квартала улицы. Кровля представляла из себя сложную конструкцию металлических ферм, покрытых стеклом. Таким мы видим здание сегодня – все то же величие, стекло сверху – правда, немного мутное и грязное, и косметический ремонт наружных стен.
 
В 1905 году в торговых рядах создали первую одесскую винодельческую станцию, которая впоследствии переросла в Институт виноградарства и виноделия им. В.Е. Таирова, о чем свидетельствует мемориальная доска на здании. В 1917 году в мясном корпусе рынка расположилась конюшня дивизии. В 1921 году в корпусах проводились собрания, митинги и концерты. В 1988 году один из корпусов сгорел – он до сих пор не восстановлен, до недавнего времени являясь стоянкой. Сейчас старое левое крыло снесли вместе со сгоревшей частью, и вроде как собираются отстроить заново, сохранив внешний вид.
 
12 - Садовая, 10.
Главпочтамт.
 
 

Почта Одессы не всегда находилась на Садовой. Первая контора, открытая в 1816 году, в течении семи лет не имела постоянного здания. Только в 1823 году она получила здание на углу Екатериненской и Жуковского, расширенное впоследствии путем постройки флигеля вглубь Екатериненской. Там Одесская пограничная почтовая контора – именно так в те времена звалась наша почта – существовала вплоть до своего переезда на нынешнее место, в 1898 году.
 
Кстати, городской почты до 1869 года в Одессе не было. Письма можно было отправлять в другие города и населенные пункты, но по Одессе – никак. Это несколько омрачало жизнь граждан, но все изменилось с приходом почтовой реформы – с появлением периодических изданий, на которые можно было подписаться, и которые доставлялись на дом. С 17 апреля 1869-го была открыта городская почта, а по городу разместили 12 почтовых ящиков.
По мере развития города и увеличения количества его жителей стал вопрос о переносе почты в новое, большее здание. Искали долго, безрезультатно, в конце концов, создали комиссию, которая выбрала именно Садовую улицу местом расположения будущего почтамта. Строительство продолжалось два года – со 2 апреля 1896 года, когда был заложен фундамент здания, до 24 апреля 1898 года, когда открыли и освятили здание почтовой конторы. На входах горожан встречали швейцары в парадных ливреях, работал бесплатный гардероб, а в главном зале действовало 26 окошек для приема корреспонденции.
 
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало – его фактически превратили в руины. Главпочтамт на время был размещен на Гоголя, 12. В 1956 году Минсвязи СССР утвердило проект восстановления здания. Но Главпочтамт вернулся на Садовую, 10 только шесть лет спустя. При реконструкции здание несколько «упростили», лишив его башенки над центральным входом, и маленьких «кукушатен» на углах. Сейчас здание хорошо выглядит как снаружи, так и внутри. В огромной зале царит прохлада и едва слышный гомон голосов. Высокий стеклянный потолок пропускает мягкий свет. А на входе – огромная коллекция марок.
 
 
13 - Пастера, 25.
Бессарабско-Таврический Земельный банк.
 
 

Посередине квартала от Торговой до Дворянской по улице Пастера расположилось двухэтажное серое здание. Оно выглядит мрачно и в то же время величественно. Мощные первый этаж и более легкий второй, с большими аркадными окнами и пилястрами между ними, множество лепных элементов и низенькая балюстрада под карнизом. И все это – в темном, холодном и тяжелом сером цвете. Перед вами один из наиболее известных и влиятельных банков Российской Империи – Бессарабско-Таврический Земельный банк.
Построено здание в 1887-1890, архитектор А. Г. Люикс. В 1899-1900 годах строительство завершали архитектор  С. А. Ландесман и инженер С. И. Рудницкий. К счастью, внешне здание сохранилось практически в первозданном виде. Не хватает разве что гордой надписи «Бессарабско Таврическiй Банкъ» на аттиках, да и сами эти элементы несколько пострадали. Балюстрада местами сбита, но лепнина, на удивление, цела. Внутри все обстоит гораздо хуже. Парадный вестибюль и бель-этаж выглядят неплохо, но второй этаж оставляет желать лучшего – обвалившаяся штукатурка, трещины, ржавчина и запущенное состояние. А некогда там был роскошный главный зал.
С 1924 года в здании открылся Одесский губернский партийный клуб – здесь читал свои стихи Маяковский. После войны тут размещался Физический институт Одесского государственного университета. В середине прошлого века в здании находился проектный институт «Гипропром», а во времена независимости снова появился какой-то малоизвестный банк. Сейчас здание числится административным, и стоит пустым и заброшенным.
 
14 - Пастера, 27.
Физико-химический отдел Университета - НИИ физики.
 
 
 
По соседству с бывшим банком расположилось здание физико-химического института Новороссийского университета, 1897 – 1899 годов постройки по проекту архитектора Н. К.  Толвинского. Об этом скромно напоминает старая надпись на фасаде (кстати, довольно редкая вещь в нашем городе. То ли не было принято так «рекламировать» архитектора, то ли посбивали все эти надписи…)
 
фото взято из интернета
Собственно, своего назначения здание не поменяло за более чем вековую историю. Сейчас это – корпус научно-исследовательского института физики университета им. Мечникова. Здание сохранилось полностью, включая все лепнины, балюстрады, башенки – даже надписи ФИЗИКА и ХИМИЯ по обеим сторонам главного входа на месте. Сделан добротный косметический ремонт, в результате которого НИИ сочетает темно-зеленый цвет стен и белый – декора.
 
15 - Дворянская, 2.
Императорский университет – Одесский национальный университет им. Мечникова.
 
 
 
Главный корпус университета Мечникова расположился по соседству, по адресу Дворянская, 2. Здание было построено в 1852-1857 годах, архитектор – А. С. Шашин. Изначально здесь был Ришельевский лицей, однако позже он переехал, а здание стало Императорским Новороссийским университетом, одним из самых престижных в Российской Империи. Кстати, нынешний Одесский университет также считается очень престижным учебным заведением.
С этим зданием связано много известных фамилий. Д. И. Менделеев начинал свою деятельность в Одессе, в стенах Ришельевского лицея. В создании Университета принимал участие русский хирург Н. И. Пирогов. Здесь преподавал лауреат Нобелевской премии, человек, чьим именем теперь назван университет – И. И. Мечников. В. П. Филатов также работал преподавателем. Тут учился С. Ю. Витте, премьер-министр Восии в начале двадцатого века. Имена многих увековечены на мемориальных досках здания.
Корпус, как и предыдущий герой нашей прогулки, сохранился замечательно – очевидно, что к зданиям такого рода относились хорошо и с умом. Сменились разве что герб и надпись на фасаде, да решетка балкончика на втором этаже (если хорошо рассмотреть старую фотографию, можно заметить, что нынешняя обрешетка балкона – не что иное, как ограда с двух сторон от парадного входа). Приятно радуют и сохранившиеся двери и окна.
 
16 - Дворянская, 1-3.
Благородное собрание – Одесская государственная академия холода.
 
 
 
На месте ныне существующего здания некогда располагалось Благородное собрание – клуб, в котором поначалу числились верхушки общества. Они устраивали балы, засиживались над карточными играми… Со временем попасть туда стало гораздо легче и для людей более низкого статуса. Затем Собрание поменяло свое местоположение, и на месте здания возвели новое – в 1936-1938 годах, архитектор А. Б. Минкус.
Наиболее известен этот дом тем, что во время обороны Одессы здесь базировались моряки-разведчики. Мемориальная доска с перечнем фамилий расположилась на торцевой стене. Восьмой по счету, Григорий Поженян, впоследствии снял фильм «Жажда», рассказав о группе разведчиков (тех самых, чьи фамилии сухим перечнем выбиты на мемориальной доске). Они во время обороны Одессы от фашистских захватчиков в 1941 году дали изнывающему от жажды городу воду, захватив ненадолго Беляевскую насосную станцию.
Нынешнее здание выше своего предшественника, и лишено каких-либо изысков – ни лепнины, ни декора.
 
17 - Пастера, 62.
Евангельская Пресвитерианская церковь.
 
 
 
В Одессе реформаторы существовали давно, и общину составляли немцы и французы. В 1850 году император Николай I предоставил им место для постройки храма. 13 июня 1851 года началось строительство храма. Однако успели лишь заложить фундамент и начать стены – дальше финансы закончились. В глубине двора построили здание, нижние этажи которого было отданы школе и библиотеке, а верхние – молитвенному залу, в котором позже расположили орган.
Время шло, и здание стало слишком маленьким – община реформаторов очень быстро расширялась. 30 апреля 1895 года заложили новое здание, частично использовав старый фундамент. План строительства составлял петербургский архитектор В. А. Шретер, строительство осуществлял инженер Х. Скведер, а архитектором был знаменитый А. О. Бернардацци. Новый храм был трехэтажным. На первом этаже располагались машины для парового отопления здания, на втором жил пастор и аж на третьем был молитвенный зал. Строительство было окончено в 1896 году, а в 1900 году храм окончательно отделали и освятили.
В 1917 году, после распада реформаторской общины, в здании открыли кукольный театр. Впоследствии храм вернулся к Евангельской реформатской пресвитерианской общине города. Сейчас в храме проводятся богослужения по средам и воскресеньям.

 
18 – Преображенская, 13 (Елисаветинская, 20)
Дом Имбера
 
 
 

Удивительная вещь: если обычно про одесские дома выдающейся и ошеломляющей архитектуры известно многое, то дом Имбера (в некоторых источниках - Инбера) – исключение в этом правиле. Источники дают сухую сводку – доходный дом построен в 90-х годах девятнадцатого века, архитектор – С. А. Ландесман. И все. Даже о человеке, чье имя носит дом – о некоем гражданине Имбере – ничего не известно. Предполагают, правда, что он был в родстве с мужем поэтессы Веры Шпенцер, после замужества ставшей Имбер, но точно этого никто не знает.
 
На старой фотографии мы видим шикарный четырехэтажный особняк – первый этаж отдан магазинам, второй и третий богато украшены лепниной, над карнизом расположились изящные скульптуры. И самая великолепная часть здания – огромная балконная ниша на углу, высотой на все четыре этажа. Причудливая вязь решеток, фигуры атлантов и кариатид в выемки и просто фантастический купол, венчающий это великолепие. Богатейшее украшение лепниной, необычайно гармонично смотрящееся на здании, вся эта ажурность, утонченность и легкость…
Сейчас от этой роскоши мало что осталось. Дом приведен в более-менее приличный вид, он выкрашен и отреставрирован, но… Лепнина третьего этажа и балконов, скульптуры на крыше и сам купол – все уничтожено. Оставшееся напоминает о былом великолепии, фасад смотрится пусто, особенно, если знаешь, каким он был раньше. Дом нынче жилой, со сдающимися в аренду офисными помещениями.
 
19 – Преображенская, 23
Кафе Либмана
 
 
 
Этот дом одесситам хорошо известен – так же как и его сосед, многострадальный дом Руссова. Об этих зданиях можно вести длинный, интересный и захватывающий рассказ, о них можно говорить часами, обсуждать, рассуждать… И история эта будет печальной. Очень – потому что показывает, какое наплевательское отношение имеют люди, в чьих руках сосредоточена власть, к шедеврам архитектуры города. И потому, что здания, скорее всего, уже обречены.
В 1887-1888 годах по проекту архитекторов  А. Ниеса, Э. Меснера и И. Моргулиса на углу Преображенской и Садовой был построен доходный дом. Как и многие дома Одессы, он изобиловал лепными элементами, но главной его особенностью была скульптурная группа на крыше. Дом был известен благодаря пекарне и кондитерской, расположенных на первом этаже, и кафе с бильярдной. Все это принадлежало одесскому предпринимателю Бернгарду Эрнестовичу Либману. Кафе, между прочим, было оборудовано по последнему слову тогдашней техники – с применением электрического освещения.
После революции верхние этажи и мансардные помещения были переделаны под коммуналки, а первый этаж в разное время занимали различные организации – сберкасса, издательство, букинистический магазин… Сейчас здание, числящееся памятником архитектуры, находящееся практически в самом сердце Одессы, неподалеку от Дерибасовской, находится в аварийном состоянии и требует не просто срочного – а немедленного капитального ремонта. И причина, к сожалению, не в самом здании – внешне оно довольно хорошо сохранилось, да и скульптуры на крыше все еще стоят, созерцая Одессу с высоты птичьего полета… Главная проблема – в соседе, доме Руссова. Это не менее великолепное здание давно завешано лесами, несколько раз горело и сейчас находится в ужасающем состоянии. Если верить экспертам – а как им не хочется верить! – то здание уже обречено, и простой реставрацией здесь не обойтись. В случае с домом Руссова надо снести имеющийся остов и отстроить здание заново, с нуля, заменив даже фасад, потому как старый имеет огромную трещину и не способен нести нагрузку. Имеется проект, предусматривающий полное восстановление памятника архитектуры, и даже были начаты работы, но… очевидно, кто-то положил глаз на землю, и проект так и повис в воздухе – власти не дают добро на продолжение работ и спасение уникального здания. А тем временем разрушающийся дом Руссова «убивает» своего соседа, дом Либмана. Если в ближайшее время этими двумя зданиями не займутся – Одесса потеряет две свои жемчужинки.
О доме Либмана и его многострадальном соседе можно говорить долго. Но, знаете, - это больно – видеть рушащийся на глазах шедевр. Так хочется однажды проехать мимо Садовой по Преображенской – а дома Либмана и Руссова стоят как новенькие…
 
Дом Руссова перед пожаром 2009 года
 
Проект восстановления дома Руссова
Интересную статью про дом Руссова можно прочитать здесь.
 
20 – Соборная площадь.
Памятник графу Воронцову и Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор
 
 
 
Многие ли современные жители Одессы знают, чем обязан их город генерал-губернатору и Светлейшему Князю Михаилу Семеновичу Воронцову? Не знаю. Однако именно благодаря ему Одесса приобрела столь значимое торговое назначение, благодаря ему она стала воротами в мир, благодаря ему благосостояние города достигло высот. Воронцов, прожив часть жизни в Одессе, скончался здесь же, 6 (18) ноября 1856 года. А спустя семь лет ему был воздвигнут памятник.
Пожертвования на памятник поступали из всех уголков Российской империи. Проект монумента заказали мюнхенскому скульптору Фридриху Бруггеру, архитектором выступил Франц Боффо. Бронзовые части заказали в Германии, а с пьедесталом возникли трудности. Начались они с нехватки средств на добычу каменных глыб, потом оказалось, что транспортировать их (а добыча велась аж в Крыму) гораздо труднее, чем добыть, далее последовали три месяца доставки материала к крымскому побережью, во время которой взрывали скалы и засыпали овраги, после ждали полного штиля на Черном море для погрузки глыб на корабль, а впереди была еще и доставка камней на Соборную площадь… Но все завершилось благополучно, трудности были преодолены, и 9 ноября 1863 года был открыт памятник генерал-губернатору Новороссийского края и Бессарабской области, генерал-фельдмаршалу Светлейшему князю Михаилу Семёновичу Воронцову. Прочитали молебен, произнесли несколько речей, дали салют. Памятник прижился, был принят одесситами (отмечали необыкновенное сходство монумента с «оригиналом») и стал достопримечательностью.
Семьдесят лет спустя, с приходом советской власти, два главных символа Соборной площади – собор и памятник – готовились к уничтожению. Начали со святого – урны с прахом Воронцова и его жены Елизаветы были выброшены на улицу, а могилы мародерски разграблены. Но стараниями одесситов – и жизнью одного из них, шофер Никифора Ярового, прах был тайно вывезен на Слободское кладбище и захоронен там. Ярового за это расстреляли. В 2005 году прах вернули в восстановленный собор, на то же место, где он изначально покоился.
Так вот, вернемся к памятнику. Разрушив собор, приступили к нему. Пригнали трактор, набросили на памятник мощную цепь. Трактор сдвинулся с места, цепь натянулась до предела и… лопнула. А Воронцов, мудрый, красивый и спокойный, остался стоять на тяжеленном пьедестале из крымского гранита, сверху вниз глядя на людей, пытающихся разрушить память о нем. Памятник оставили на месте, и он сохранился до наших дней, на Соборной площади рядом со Спасо-Преображенским собором.
 
 
 
Сам же собор – ровесник Одессы. Когда в августе (по новому стилю – в сентябре) 1794 года состоялось торжественное освящение «новорожденного» города, освятили и место строительства церкви Николая Чудотворца. А год спустя был заложен первый камень прародительницы кафедрального собора – маленькой церквушки. Архивы говорят, что строительство каменного собора было поручено архитектору  В. Вонрезанту, и в ноябре 1795 года была освящена закладка собора во имя того же святого. Храм должен был быть построен за два года – но после смерти Екатерины II, приказом Павла I сооружение храма, как и другие строительные работы в Одессе, прекратились. В январе1803 года градоначальником Одессы стал Ришелье, и он подал в Петербург на утверждение планы двух церквей из шести строящихся, добившись разрешения на постройку и выделения средств из государственной казны. Строительство продолжилось, и 25 мая 1808 года законченный собор был освящен, получив «имя» Спасо-Преображенского.
В 1825 году был разработан проект колокольни, стоящей отдельно от собора, а сама она была построена в 1837 году. После этого последовали реконструкции здания – первая была проведена в 1841 году, когда старую церковь и колокольню объединили трапезной частью. К этому времени собор стал кафедральным, что требовало увеличения площади. Частичные реконструкции собора производились в 1870-1880 годах, а в 1894 году сделали капитальный ремонт. В 1900-1903 годах, в ходе масштабной реконструкции был изменен фасад, выстроены два боковых купола, к восточному фасаду пристроили портик, украсили колокольню. Внутренний вид очаровывал и захватывал дух обилием света и пространством, колоннами и полом из белого мрамора, иконостасом из серого полированного мрамора и высотой колокольни – 72 метра.
В мае 1936 года собор был разрушен советской властью как объект, не представляющий архитектурной ценности. По воспоминаниям очевидцев, это было одинаково страшно и впечатляюще. Все имущество вывезли, разграбили могилу четы Воронцовых, чудом удалось спасти их прах, огромный колокол оставили посреди площади… В день разрушения Соборку оцепили войсками, оттесняя толпы жителей города. Поскольку блоки, составлявшие стены собора, были скреплены раствором на яичном желтке, и их разделить было просто невозможно, приняли решение взорвать колокольню так, чтобы она упала на собор и разрушила его. Расчет удался. Собор рухнул, сотрясая округу грохотом, рухнул, повыбивав стекла на близлежащих улицах, рухнул на глазах у тысячи одесситов…
Храм умер на почти семьдесят лет. В 1996-1999 году провели раскопки, в ходе которых нашли старый фундамент собора. 5 сентября 1999 года начало строительства было освящено и объявили конкурс на выполнение строительно-реставрационных работ, который выиграла компания «Стикон». 1 февраля 2000 года строительство было начато. В конце апреля того же года заложили первый камень в основании колокольни, которая была торжественно открыта 6 января 2001 года, в канун Рождества Христова. Собор считается полностью построенным в день принятия его в эксплуатацию – 18 марта 2005 года. В ноябре 2005 прах Воронцовых вернули в восстановленный собор и перезахоронили в нижнем Храме точно под тем местом верхнего Храма, где останки покоились восемьдесят лет. В 2008 году на колокольню воздвигли 14-тонный колокол, который звучит с 3 сентября 2008 года.
Сейчас здание собора – величественное и красивое украшение Соборной площади. Вместе с памятником Воронцову оно напоминает одесситам об истории их города.