Фарфор Унтервайсбах. Тюрингия
Unterweißbacher Werkstätten für Porzellankunst
Porzellanfabrik Unterweißbach Hermann Jost (1882-1892)
В 1882 году Hermann Jost (Герман Йост) основал фарфоровую фабрику в Унтервайсбахе (Тюрингия). Сначала производились только тарелки и кухонные принадлежности. Постоянное повышение качества достигалось за счет привлечения все большего числа квалифицированных рабочих, а следовательно, и расширения ассортимента продукции. В 1890 году компанию купил Rudolf Mann (Рудольф Манн) за 30 000 марок, а два года спустя к компании в качестве компаньона присоединился бизнесмен Fritz Porzelius (Фриц Порцелиус).
Porzellanfabrik Unterweißbach Mann & Porzelius (1892-1899)
В течение следующих нескольких лет компания переживала сильный экономический подъем, и в 1899 году она была преобразована в акционерное общество, что привело к изменению названия, включая добавление AG Aktiengesellschaft.
Porzellanfabrik Unterweißbach (vorm. Mann & Porzelius) AG (1899-1909)
Названия, используемые в то время, были довольно запутанными. Официально это было название Porzellanfabrik Unterweißbach AG, но иногда в рекламе или на фирменных бланках оно появляется с добавлением вроде ранее Mann & Porzelius, что является вполне законным способом использования репутации, созданной бывшими владельцами, в маркетинговых целях. Вскоре после того, как компания была преобразована в акционерное общество, она, что сбивает с толку, также объединилась с фабрикой Aelteste Volkstedter из Фолькштедта, и название этой группы стало печально известным и запутанным: Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur und Porzellanfabrik Unterweißbach vormals Mann & Porzelius AG, самое длинное название немецкой компании.
В 1908 году Max Adolf Pfeiffer (Макс Адольф Пфайффер (22.06.1875,Берлин-1957, Тутцинг, Бавария) включил свои Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst в корпорацию в качестве самостоятельного подразделения, используя собственные торговые марки (например, «бегущую лису»). Будучи членом Немецкого союза мастеров, группы, верившей в тезис эстетической модернизации посредством сочетания ремесленного и промышленного производства, Пфайффер объединил как художественные, так и производственные партии. Год спустя Пфайффер полностью реализовал проект как часть предложенных реформ в сфере образования и прикладного искусства. Эта идея привела к сотрудничеству со многими известными художниками того времени, включая Эрнста Барлаха, Макса Эссера, Пауля Шойриха, Герхарда Маркса и Эту Рихтер.
Студенты Веймарской школы скульптуры Брютта, основанной в 1905 году, которая имела собственную керамическую печь в здании мастерской, спроектированном Генри ван де Вельде и использовавшуюся совместно с новой Великогерцогской школой искусств и ремесел с 1908 года, также предоставили модели (в том числе Франциску фон Зеегер и Вольфганг Шварцкопф). Всемирная выставка в Брюсселе в 1910 году прославила простой фарфор «Шварцбургских мастерских фарфорового искусства».
Каталог мастерских Шварцбурга был опубликован в 1912 году.
Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur, Unterweißbach (1909-1936)
За последние несколько лет в этом районе открылось все больше производителей фарфора. Чтобы выжить, компании шли на путь поглощений и союзов, и поэтому в 1909 году под руководством Эдмунда Трёстера Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur в Фолькштедте и бывшая Mann & Porzelius AG, которая в то время называлась просто Porzellanfabrik Unterweißbach, образовали профсоюз. Весьма интересным фактом является то, что с 1899 года Aelteste была акционерным обществом всего два года, когда основным держателем акций стала Unterweißbach Mann und Porzelius AG, которая в том же году также была преобразована в акционерное общество.
Некоторые источники даже указывают, что Aelteste уже обанкротилась в 1901 году и была поглощена Mann & Porzelius, но работала как независимый филиал до 1909 года.
В 1910 году главный офис фабрики из Унтервайсбаха был перенесен в Фолькштедт, а название было изменено на Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur und Porzellanfabrik Unterweißbach (ранее Mann und Porzelius AG).
В 1910 году фабрика Унтервайсбах получила золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе и серебряную медаль на Международной выставке охоты в Вене, затем последовали медали и призы на выставке в Турине в 1911 году, а 1913 год принес ей золотые медали в Лейпциге и Женеве.
В апреле 1913 года Макс Адольф Пфайффер также ушел с поста управляющего Шварцбургской мастерской и присоединился к фарфоровой фабрике в Мейсене.
В 1915 году предприятие получило еще одну медаль на Балтийской выставке. Этот весьма прибыльный этап был в основном основан на работе доктора Эдмунда Тройстера, директора Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur в период с 1908 по 1931 год.
Но история приготовила неприятный сюрприз. В результате мирового финансового кризиса (с 1929 по 1933 год) компании пришлось объявить о банкротстве, активы «Porzellanfabrik Unterweißbach» были разделены, а Aelteste продолжила свою деятельность как Staatliche Porzellanmanufaktur Thüringen.
Porzellanfabrik Unterweißbach C. Saar (1936-1940)
Карл Саар владел фабрикой с 1936 года, но он скончался уже в 1940 году;
Porzellanfabrik Schaubach-Kunst Wallendorf, Zweigwerk Unterweißbach (1940-1953)
В 1940 году Heinz Schaubach (Хайнц Шаубах) (26.10. 1886-5. 04. 1970) выкупил обанкротившиеся мастерские в Унтервайсбахе, основал компанию Heinz Schaubach Unterweißbach и управлял ею совместно с Schaubachkunst в Лихте (Валлендорф), пока она не была экспроприирована ГДР в 1953 году.
Шаубах решил полностью реструктурировать бизнес и сократить численность персонала до 40 человек. В то же время он продал несколько фабричных зданий и таким образом собрал достаточно денег для своего следующего шага. Затем он изменил ассортимент продукции, отказавшись от простых моделей массового производства и вновь представив гораздо более сложную художественную работу. Эти меры оказались весьма успешными и привели к экономическому подъему. В 1953 году фабрика не только вновь обрела очень хорошую репутацию, но и вновь насчитывала 160 рабочих.
VEB Unterweißbacher Werkstätten für Porzellankunst (1953-1990)
5 марта 1953 года компания была национализирована, а в 1970 году вошла в состав объединения VEB Vereinigte Zierporzellanwerke Lichte. Это позволило фабрике в Унтервайсбахе пересмотреть свой профиль и продолжить работу с более традиционными дизайнами, в результате чего появились такие мотивы, как помпезные королевские кареты или группы людей, причем в обоих случаях в мельчайших подробностях воспроизводились сцены из эпохи «Великого века». Сцены охоты или сезонные мотивы также были частью неповторимого репортажа, который всегда отличался превосходным мастерством. Такие известные художники, как Kurt Steiner (Курт Штайнер 1904-1970), бывший преподаватель престижной школы рисования в Лихте, создавал шахматные фигуры, группы музыкантов и арлекинов. Gustav Oppel (Густав Оппель (26.09. 1891,Фолькштедт- 22. 06.1978,Дрезден), известный своими фантастическими навыками моделирования, или Heinz Schober (Хайнц Шобер 10.2.1933 - 23.6.1997) и его замечательная художественная интерпретация сцен охоты — все они внесли свой вклад в создание замечательных произведений, сделавших Unterweißbacher Werkstätten незабываемыми.
Unterweißbacher Werkstätten für Porzellankunst GmbH (1990-2006)
После объединения Германии в 1990 году Unterweißbacher Werkstätten für Porzellankunst сначала продолжила производство самостоятельно, вскоре вызвав интерес у фабрики Königlich privilegierte Porzellanfabrik Tettau GmbH (100% дочерней компании Seltmann Weiden) и ее финансовых спонсоров. Вскоре они решили приобрести фабрику и позволить ей продолжить работу под старым названием. С 29 августа 2006 года фабрика Unterweißbach полностью вошла в состав Porzellanfabrik Tettau GmbH и была официально исключена из торгового реестра 8 ноября 2006 года.
Фирменный знак мастерской - рельефное изображение лисы - использовался с самого начала. Художественная серия «Шварцбургских мастерских фарфорового искусства» продолжалась современными художниками, такими как Kati Zorn (1962, Йена), Walter Andreas Kirchner ( 25.4.1941, Румыния), Willy Max Peter Strang (7.07. 1936 Дрезден- 21.12.2022) и др.
Модели из мастерских Шварцбурга хранятся в Рудольштадте/Фолькштедте и в настоящее время переформовываются.
Скульпторы:
Mauritius Pfeiffer (09.04.1887,Мюнхен-1957) Он изучал в основном архитектуру и скульптуру малых форм в Берлине и Мюнхене, и в 1925 году по его проектам было создано большое количество моделей для фарфоровых мастерских Шварцбурга. В конце 1920-х - начале 1930-х годов он работал на Мейсенской фарфоровой мануфактуре и Государственной майоликовой мануфактуре в Карлсруэ. Результатом стали «чрезвычайно привлекательные модели для фарфоровых фигурок меньшего формата», которые «примечательны тем, что они достигают пределов возможного в фарфоре и, таким образом, представляют собой нечто почти как произведение искусства в техническом плане». Он умер в 1957 году.
Dorothea Charol Доротея Шароль ( 21.02. 1889, Одесса-16.03. 1963, Лондон),
Она изучала скульптуру у Артура Ланге в Дрездене, в Брюссельском университете, в Мюнхене в студии Швагерле и в Италии. Художественное признание она получила в 1916 году в Мюнхенском сецессионе и на других выставках, таких как декабрьская выставка в Новом музее Берлина в 1916 году.
Она создавала портретные бюсты, а также обнаженные натуры и фигуры в натуральную величину и работала дизайнером фигурного фарфора. В 1920-х годах Шароль работала внештатным художником, создавая модели для многочисленных фарфоровых фабрик, в том числе для Aelteste Porzellanmanufaktur в Фолькштедте и Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst. «Хотя изначально ее искусство было полностью натуралистичным, позже оно превратилось в абстрактное искусство».1
Шароль была членом объединения художников Die Abstrakten вместе со своим мужем, художником Адольфом Кёгльшпергером. Она умерла 16 марта 1963 года в Лондоне.
Clair Volkhardt Клара Агнес Берта Эрнестина Фолькхарт (12.11.1886,Дюссельдорф- 11 02.1935, Дюссельдорф) Хотя Фолькхарт была художницей, она работала в основном как скульптор и мастер по тиснению воска в производстве фарфора. В 1911 году она стала одним из основателей Ассоциации женщин-художниц Дюссельдорфа. Со своими бронзовыми работами «Урна с пеплом» и «Радость жизни» Фолькхарт приняла участие в Большой Берлинской художественной выставке 1912 года. В это время она также работала внештатным сотрудником на заводе по производству фарфора Rosenthal.
С 1913 по 1929 год она создавала фарфоровые фигурки для мастерских Шварцбурга. Ее героинями часто были молодые девушки и женщины, которых она изображала танцующими. Изделия из фарфора, изготовленные по их эскизам, производятся и сегодня и продаются по высоким ценам.
В 1920-х годах художница делала в своей мюнхенской мастерской декоративно-прикладного искусства кукол из воска, которых красила во множество различных оттенков цвета. Куклы были реалистичны вплоть до мельчайших деталей выражения, движения и одежды.
Otto Thiem Отто Тим (1876-1956) Он получил образование скульптора в Дрезденской академии. В 1908 году он стал сотрудником фарфоровой фабрики в Унтервайсбахе, которая в то время была известна как «Mann & Porzelius AG», а 16 февраля 1909 года была переименована в «Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst, Max Adolf Pfeiffer» и добился мировой известности под руководством этой компании.. Наряду с Эрнстом Барлахом, Максом Эссером, Паулем Шойрихом, Эта Рихтер, Густавом Оппелем, Артуром Шторхом и Хуго Майзелем он был одним из художников и сотрудников, сыгравших ключевую роль в формировании стиля этой фарфоровой мастерской.
Работы Отто Тима этого периода включают «Backfisch» с номером модели, «Wanderbursche» 1909 года с номером модели U 17, «Spielende Kinder» 1909 года и «Kinder mit Buch» 1910 года с номером модели U 29.
В 1910 году Отто Тим получил заказ, который сделал его частью истории фарфора...
Любившая искусство принцесса Анна Луиза Шварцбург-Рудольштадтская и Зондерсхаузенская поручила ему разработать дизайн украшения стола для Императорского зала замка Шварцбург в качестве подарка своему мужу, принцу Гюнтеру Виктору. Предполагалось, что на картине будет изображена охотничья экспедиция князя, его родственников и друзей-охотников, разделенных на несколько групп. «Украшение для охотничьего стола» создавалось в течение двух с половиной лет и впервые было использовано для украшения стола в императорском зале Шварцбурга в 1912 году по случаю 60-летия принца. Фигуры и группы, из которых было создано всего несколько экземпляров, были представлены более широкой публике на Большой художественной выставке в Дрездене в 1912 году.
За это украшение стола Отто Тим был награжден в 1913 году золотой медалью Шварцбурга «За заслуги». А также формовщик фарфора Альберт Бауэрсакс, формовщик фарфора Альбин Бехманн, формовщик фарфора Оскар Вагнер были удостоены чести.
Макс Адольф Пфайффер, занимавший в то время должность директора «Шварцбургских мастерских фарфорового искусства» в Унтервайсбахе, назвал охотничью группу Тиме произведением века для тюрингенского фарфора. Фигуркам были присвоены номера моделей U 205, U 207, U 208 и U 216 на заводе «Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst» в Унтервайсбахе.
Marta Schlameus Марта Шламеус (1876- 1961) С 1912 года скульптор и декоратор работала помощником художника в мастерских фарфорового искусства Шварцбурга. Она также возглавляла художественный отдел на старейшей Фолькштедтской фарфоровой мануфактуре.
Пребывание в Японии нашло отражение во многих ее проектах фигурок и ваз, и с тех пор изображение японских сцен стало характерной чертой творчества художницы.
Марта Шламеус спроектировала миниатюрные модели так же искусно, как и более крупные объекты, например, вазу с крышкой высотой 72 см.
Paul Scheurich (24.10. 1883, Нью-Йорк - 19.09.1945, Бранденбург) Живописец, график и скульптор, учился в Берлинской академии художеств с 1900 по 1902 год. Впоследствии работал иллюстратором и графиком.
Около 1912 года Макс Адольф Пфайффер пригласил его на работу в Шварцбургские фарфоровые мастерские, для которых он изготовил три модели. В это время была создана охотница в треуголке, сопровождаемая охотником. Третий мотив изображает женщину с лирой.
С 1918 года он получил бессрочный эксклюзивный контракт с Мейсенской фарфоровой мануфактурой, который он расторг в 1936 году из-за разногласий.
В период с 1931 по 1938 год он рисовал для сатирического журнала «Симплициссимус», для которого он предоставил более ста рисунков.
В 1937 году он впервые принял участие во Всемирной выставке в Париже, а в 1939 году был представлен на Большой немецкой художественной выставке в Мюнхене скульптурой «Пастух и нимфа».
Etha Richter Эта Ирмгард Кристина Рихтер (4. 02.1883, Дрезден -12. 03.1977, Дрезден)
Она начала рисовать в раннем возрасте и особенно интересовалась животными. Однако, как женщина, ее не приняли в Дрезденскую академию изящных искусств, и вместо этого она в течение трех лет посещала Дрезденскую ветеринарную школу, где она была первой женщиной-студенткой.
Около 1900 года она посещала лекции Георга Треуса в Техническом университете Дрездена, который рассказывал об истории скульптуры. Трей, который поддерживал ее в течение некоторого времени и поощрял ее заниматься модельным бизнесом, порекомендовал ее Роберту Дицу, который давал ей частные уроки и позже помог ей поступить в Ассоциацию художников Саксонии. Первые закупки ее скульптур животных государством датируются 1903 годом.
В последующие годы она создала многочисленные скульптуры из бронзы, металла и гипса, а также разработала модели фигур для фарфоровых мастерских Шварцбурга. После 1941 года Рихтер выставляла свои работы на многочисленных крупных выставках, в том числе в Берлине, Дрездене и Мюнхене.
Во время воздушных налетов на Дрезден в феврале 1945 года ее студия была разрушена, и Эта Рихтер потеряла почти 500 своих работ. С 1946 по 1963 год она работала преподавателем рисунка и скульптуры в Дрезденском центре образования взрослых. В 1946 году она была представлена на художественной выставке «Саксонские художники» и на Общегерманской художественной выставке.
В 1947 году ее работы экспонировались на Первой выставке дрезденских художников, а в 1953 году ее работы были представлены на Немецкой художественной выставке. В 1968 году Рихтер стала почетным членом Ассоциации художников ГДР.
Wilhelm Neuhäuser (13.12.1885, Катцхютте,Тюрингия- умер в канун Нового 1960 года в Дахау) С 1905 по 1914 год он учился в художественных школах Дрездена и Мюнхена, а после службы в армии в 1919 году стал членом общества художников в Дахау. Там он разработал многочисленные модели для фарфоровой фабрики Hutschenreuther в Зельбе, для братьев Хойбах в Лихте и для мануфактуры в Нимфенбурге.
В период с 1910 по 1949 год он разработал некоторые из своих моделей для мастерских фарфорового искусства в Шварцбурге.
Arthur Storch Артур Йозеф Эрнст Шторх (22.03. 1870,Фолькштедт.Тюрингия -9.03.1947,Рудольштадт) Он освоил ремесло лепки на старейшей фарфоровой мануфактуре Фолькштедта, а с 1897 года в течение семи лет учился в Мюнхенской академии. Помимо академического образования, Артур Шторх получил несколько премий и наград за свою работу. Он использовал самые разные материалы, такие как ракушечник, бронза, глина и фарфор, и работал как свободный художник, являясь членом Ассоциации художников Гамбурга.
В период с 1914 по 1936 год он был одним из модельеров в мастерских фарфорового искусства в Шварцбурге и создал многочисленные модели. Его проекты крупных фигур, особенно для выставки в Лейпцигском фарфоровом дворце, до сих пор считаются «особыми достижениями технического искусства»1.
Hugo Meisel Хуго Майзель (1887,Лихте - 1966,Рудольштадт) Модельер и скульптор. Получил специальность модельера, посещая школу рисования и моделирования в Лихте.
С 1909 по 1936/37 год он работал в мастерских Шварцбурга и на фарфоровой мануфактуре Aelteste Volkstedter.
Потерял правую руку из-за ранения, полученного во время Первой мировой войны. Тем не менее, ему удалось продолжить заниматься своей профессией, работая левой рукой.
С 1918 по 1920 год он учился в Королевском университете. Школа прикладных искусств в Мюнхене у скульптора Генриха Вадере. Считается самым талантливым и разносторонним лепщиком в фарфоровых художественных мастерских Шварцбурга.
Он прославился своими впечатляющими крупномасштабными скульптурами животных, которые сблизили его в художественном плане с Кендлером. После окончания Второй мировой войны он снова работал на тюрингенских фабрикантах и в 1952 году был назначен директором государственных музеев Гейдексбурга. Проработал там до 1958 года.
Kurt Steiner (Курт Штайнер) Тюрингенский модельер и дизайнер с начала 1930-х годов. Своими независимыми фигурками для Унтервайсбаха и других моделей он на протяжении десятилетий оказывал влияние на тюрингенский декоративный фарфор.
«Танцовщицы»- популярные коллекционные фигурки из тюрингского фарфора.
Это касается и «детского балета». Яркими проявлениями его позднего творчества стали воплощение темы «Лебединого озера» и «Кавалера розы».
|