Фарфоровая мануфактура в Баварии Allach-München GmbH (1936-1945)
В 1925 году промышленник Франц Наги старший (1888-1962) построил небольшой дом, включавший студию на участке земли площадью 2000 квадратных метров, которым он владел. Вместе со своим деловым партнером и декоратором фарфора Карлом Дибичем он начал производить декоративный фарфор и постепенно расширял свои мощности. В 1937 году на фабрике работало всего 19 рабочих, но уже имелся ассортимент продукции, включающий художественные изделия, а также столовые приборы в 240 фарфоровых или керамических дизайнах. У самого Дибича было много друзей и контактов, и позже он отвечал за первые контакты с будущими СС.
Небольшая фабрика была захвачена СС путем экспроприации в 1939 году, и утверждается, что Генрих Гиммлер нанял четырех подставных лиц, чтобы скрыть свое собственное участие в более позднем довольно успешном «бизнесе»: в то время как Франц Наги отвечал за промышленный дизайн под руководством технического директора Хехтфишера, генеральный директор по бизнесу Р. Диппе работал вместе с арт-директором Теодором Кернером, который с 1938 года был профессором Мюнхенской академии художеств. Печально известная «двойная сигма» или руна СС была выбрана для маркировки продукции, и, в отличие от других предприятий, принадлежащих СС, это производство не планировалось как ориентированная на прибыль фабрика; оно должно было просто производить продукцию, которая «поддерживала бы воспитание национал-социалистических людей» и «помогала бы поддерживать немецкий дух». Поскольку деньги на эту пропагандистскую цель поначалу не были проблемой, очень известные художники со временем имели (или были вынуждены иметь) контракты с фабрикой. Назовем некоторых известных художников, которые создавали модели для фабрики в Аллахе, конечно, арт-директор профессор Теодор Х. Кернер и Рихард Фёрстер (оба изначально работали на Розенталя в Зельбе), а также профессор Вильгельм Кригер, который также работал в городе Зельб, но в компании Лоренца Хутченройтера.
В качестве способа распространения был открыт магазин в Берлине, за которым последовали другие в Познани (сегодня Познань, Польша), Варшаве (сегодня Варшава, Польша) и Лемберге (сегодня Львов, Украина), и странным фактом в этом контексте является то, что в Мюнхене не было магазина, даже если это был один из самых влиятельных нацистских городов. В других крупных городах известные дилеры были привлечены к договорам купли-продажи, и поначалу все работало хорошо. Следует отметить, что концепция специализированных магазинов в то время фактически была причиной того, что продукция не стала известна большой части общественности, хотя сами предметы буквально продавались по демпинговым ценам. Например, недекорированный «Hitlerjunge», разработанный Рихардом Фёрстером, как один из самых дорогих предметов из каталога продукции, в 1939 году стоил всего 15,90 рейхсмарок, декорированный вариант стоил 32,45 рейхсмарок.
Даже компания, принадлежащая такому влиятельному человеку, нуждалась в финансировании, и Освальд Поль (начальник экономического отдела СС) видел некоторые возможности легкого достижения этой цели, поскольку он хотел радикально расшириться, захватив фарфоровые заводы, принадлежавшие евреям, расположенные в так называемой «Судетской области», части Чехословакии, которая была оккупирована немецкими войсками во время короткого конфликта в октябре 1938 года (это не опечатка, Вторая мировая война началась позже, с вторжением в Польшу). Одним из них был Porzellanfabrik Bohemia, Neurohlau (Нова Роле, Чехословакия), который с 1939 года производил предметы под прямым контролем директоров Allach.
Фабрика в Аллахе очень быстро расширялась, и часть производственных площадей была перемещена в заброшенный пороховой завод рядом с учебным лагерем СС в Дахау 1 октября 1937 года. Позже весь обычный производственный завод был перемещен в Дахау, оставив в Аллахе только декоративные работы и художественные мастерские. Знаменитый канделябр Jul, который Гиммлер раздавал во время июльских праздников, также производился в Дахау. Наряду с несколькими немецкими гражданскими лицами, с 1941 года там работали около 50 заключенных из концлагеря в Дахау, и даже если это приводило Гиммлера в ярость, других рабочих найти не удалось.
В 1942 году Теодор Кернер спроектировал так называемый Kinderfrieskerzenhalter на основе идеи так называемого Geburtsleuchter (Modell 89), который изначально был разработан Карлом Дибичем. В то время как последний был подсвечником, предназначенным для подарка каждому новорожденному ребенку, предмет Kärner стал стандартным подарком от Генриха Гиммлера для каждой семьи СС, которая родила четвертого ребенка. На его фризе была фраза «In der Sippe ew'ger Kette bin ich nur ein Glied», что примерно переводится как «В вечной цепи семьи я всего лишь одно звено».
Одной из самых безумных идей во времена Третьего рейха была отмена обычных рождественских праздников. Вместо этого люди должны вернуться к дохристианским и старым германским праздникам «Jul» (языческий праздник середины зимы), которые отмечались 22 декабря. Генрих Гиммлер был одним из самых ярых последователей этой идеи и заставил СС праздновать праздники Jul, основанные на строгих ритуалах. Первые специальные декоративные тарелки Jul были изготовлены в Аллахе незадолго до Рождества 1940 года и были выполнены в двух разных стилях. Первый тип был украшен красочными цветочными узорами, например, подснежником (1941) или крокусом (1943); их раздавал в качестве подарков Освальд Поль, который стал министром экономики в военном звании обергруппенфюрера СС.
Другой тип был из простого неукрашенного белого фарфора и показывал национал-социалистические символы в рельефном виде, такие как руны, мечи и орлы. Кроме того, на тарелке всегда было какое-то пропагандистское предложение, всегда напоминающее получателю о его воинском долге. Например, на тарелке, выпущенной в 1943 году, цитировались слова Фридриха Великого: «Мы будем сражаться до тех пор, пока наши проклятые враги не сложат оружие и не предложат нам мир». Только эти тарелки Генрих Гиммлер разрешил раздавать, а выпуск 1943 года был последним, так как позднее в том же году вся фабрика переключилась на производство кухонных принадлежностей, пока ее не освободили войска США.
После окончания Второй мировой войны и последующего закрытия завода в Аллахе компании Oscar Schaller & Co. Nachfolger в Виндишешенбахе было разрешено использовать обычные (не связанные с нацистами) формы Аллаха для декоративных тарелок и столовых приборов, чтобы возобновить производство, поскольку большинство их собственных форм и документов были утеряны во время эвакуации американскими солдатами.
|