Княжеская фарфоровая мануфактура
Нассау-Саарбрюккен Отвайлер
Fürstlich Nassau-Saarbrückische Porzellanmanufaktur Ottweiler
В 1763 году князь Вильгельм Генрих Нассау-Саарбрюккен и его жена Софи Эрдмут основали фарфоровый завод в небольшом городке Отвайлер. Они пытались использовать так называемое «белое золото», чтобы заявить о себе при дворе.
Соответственно, фабрика Отвайлера была «настоящей кунсткамерой», как ее называли в то время. Художники из Франции работали с ценным каолином, прекрасной белой глиной, из Пассау. В результате фарфор в саарском стиле оказался твёрже и изящнее, чем продукция других производителей.
Княжеская чета Нассау-Саарбрюккен вращалась в «высших парижских кругах» и поддерживала связь с королем Людовиком XV.
Князь Вильгельм-Генрих больше всего надеялся на экономический успех и хотел пополнить свою безденежную казну путем их продажи. Фарфор собственного производства считался ценным подарком и символом статуса.
После смерти князя Вильгельма Генриха в 1768 году его сын князь Людвиг реорганизовал дело. Однако из соображений экономии он вскоре перестал использовать дорогое сырье из Пассау и стал полагаться на более дешевую почву из региона Блис.
Позже керамические изделия в основном производились в Отвайлере.
Художественный уровень и качество пострадали, а политические и экономические потрясения, последовавшие за Французской революцией, ускорили упадок. Закончилось это в конце XVIII века. Фарфор того периода расцвета впоследствии стал востребован наполеоновскими войсками. Однако несколько оставшихся произведений продаются на аукционах по огромным ценам спустя добрых два с половиной столетия после того, как они были изготовлены.
Oвальная супница с крышкой, написанная Фридрихом Карлом Вольфартом по мотивам Йоханнеса Эсаиаса Нильсона, с отметкой «NS» на дне, что привело к повторному открытию княжеской фарфоровой мануфактуры Нассау-Саарбрюк в Отвейлере в 1908 году директором Княжеской фарфоровой мануфактуры. Музей искусства и торговли в Гамбурге, Юстус Бринкманн.
Йоханнес Эсайас Нильсон из Аугсбурга (1721-1788) освоил искусство миниатюрной живописи и ремесло гравюры. После смерти отца в 1751 году он руководил быстро растущим художественным издательством, которое, помимо распространенной в то время коммерческой графики, успешно продавало его собственные гравюры. В 1764 году он был назначен «художником избирательного пфальцского двора». В 1766 году он был принят в Императорскую французскую академию в Аугсбурге как «магистр либералиум артиум». Благодаря своему упорному труду и качеству своих работ он завоевал репутацию одного из самых плодовитых мастеров светского рококо в Германии. Серия из 202 жанровых гравюр под номерами от I до LXIX, которую он продолжал публиковать, оказала неизгладимое влияние на живописное оформление современных производителей фарфора. Большинство его гравюр основано на его собственных рисунках; естественно, в его работах безошибочно присутствует влияние Буше, Юэ, Ридингера и Ругендаса.
Известно, что Карл Фридрих Вольфарт был родом из Эльвангена, но год его рождения остается неизвестным, равно как и место и мастера его ученичества. По-видимому, он вел жизнь странствующего художника, переезжая с фабрики на фабрику, продавая вместе со своим трудом и свои художественные навыки. В октябре 1765 года он работал художником по фарфору на Избирательной мануфактуре Майнца в Хёхсте. Через три месяца он покинул Хёхст и перешел на Избирательную мануфактуру во Франкентале, чтобы работать художником-миниатюристом. Он оставался там более года, пока в марте 1767 года не переехал в Кельстербах, чтобы работать на мануфактуре ландграфа Гессен-Дармштадта. Шесть месяцев спустя вы можете снова найти его на недавно основанной мануфактуре Пфальц-Цвайбрюккен в Гутенбрунне, где он в основном работал художником по цветам на фарфоре. Ранней осенью 1768 года он отправился на фабрику принцев Нассау-Саарбрюккен в Отвейлере, в нескольких километрах отсюда. Здесь он работал почти исключительно как жанрист и пейзажист по шаблонам Нильсона. Кстати, до его отъезда в 1770 году в Отвейлере нельзя идентифицировать ни одного другого художника по фарфору, кроме него. Он вернулся в Хёхст, где был назначен инспектором фабрики и оставался на этой должности до 1977 года. После этого его след теряется; его место и год смерти остаются неизвестными.
В 1907 году уважаемый коллекционер фарфора Отто Блом из Гамбурга подарил Музею искусства и художественных тканей в своем родном городе супницу с крышкой, которая, по мнению Британского музея, первоначально была передана фабрике Doccia недалеко от Флоренции. Однако Юстус Бринкманн, тогдашний директор Гамбургского музея, внимательно присмотрелся к новому пополнению своей коллекции. Результаты своих исследований он опубликовал в «Отчете Музея искусств и ремесел в Гамбурге за 1908 год». Он обнаружил, что производство и размер террина, несомненно, указывают на небольшую княжескую фабрику в Германии. Шаблоны для картины он нашел у аугсбургского гравера по орнаментам Йоханнеса Эсаиаса Нильсона. Подпись на картине «Вольфарт пинксит» ясно указывала на то, что ее автором был странствующий художник Карл Фридрих Вольфарт. Нижняя отметка «Н.С.» наконец, это позволило отнести супницу к мануфактуре Нассау-Саарбрюккен, производство фарфора которой, таким образом, могло быть достоверно задокументировано.
Карл Ломайер впервые опубликовал историю фарфорового завода Отвейлер в 1924 году, в которой подробно описал историю княжеского завода от его основания в декабре 1763 года до его падения, вызванного войсками Французской революции в 1794 году и Внешний высокий стандарт качества в Отвайлере смог впечатляюще продемонстрировать форму и отделку выпускаемой продукции. Начиная с 1925 года практически весь имевшийся фарфор мануфактуры Отвайлера приобрел тогдашний руководитель краеведческого музея города Саарбрюккена Герман Койт. Его коллекционерскую деятельность после Второй мировой войны продолжил его преемник на посту Рудольф Борншайн, так что старая коллекция Саарского музея сегодня имеет самую обширную в мире коллекцию этих редких и высококачественных фарфоров из Отвейлера.
|