Печатные издания

 

Старые газеты

Старые газеты, выборки отдельных экземпляров

Национальная библиотека Израиля - Еврейские газеты: сер. 19-й века - 1960-е гг.

Дореволюционная печать Иркутской губернии - 20 изданий , 4785 номеров    ГАИО

Электронный архив старинных газет

Томские губернские ведомости 1877-1917

Нижегородская периодическая печать до 1917 г.

Районная печать Горьковской (Нижегородской) области - 1941-1945

 

 «Модный курьер» 

Иллюстрированный журнал выходил в Санкт-Петербурге с 1899 по1916 год в четырех, а с 1911 г. — в пяти изданиях, различавшихся только количеством приложений. В числе приложений — руководство для кройки и шитья, руководства для самообучения изящным ремеслам (работы по коже, живопись по фарфору, стеклу), брошюры по кулинарии и домоводству. В 1906 году в издание влились журналы «Модный свет», «Модный магазин» и «Новый русский базар».

«Модный курьер» принадлежал известному русскому журналисту, издателю Николаю Павловичу Аловерту (1847–1927). На рубеже XIX и XX веков он издавал несколько журналов, был автором ряда поваренных книг для женщин. Издания, выпускаемые Н. П. Аловертом, пользовались большой популярностью. Так, журнал «Модный курьер» помещал в каждом номере выкройки всех рисунков, опубликованных на его страницах, кроме того, подписчикам предоставлялась скидка на товары в магазинах, перечень которых печатался в номерах на протяжении года.

Содержание журнала весьма разносторонне, помимо модных иллюстраций и статей о моде, здесь можно найти советы по ведению домашнего хозяйства и уходу за собой, а также стихи, прозу и музыкальные ноты.

«Новый Русский Базар» 

Уникальный журнал «Новый Русский Базар»  с иллюстрациями моделей дамских и детских нарядов, который издавался с 1869 по 1898 годы и был ориентирован на аристократическую публику России. 

Как выглядело платье с кринолином или турнюром, в чем дамы из высшего общества ездили на бал, в каком наряде принимали гостей, что надевали во время отдыха на курорте, - все это вы узнаете из этих журналов. Во 2-й половине XIX века каждая великосветская модница знала, что уменье одеваться – это наука и искусство, и этому искусству надо учиться. На помощь приходили многочисленные женские журналы, среди которых лучшим был журнал мод «Новый Русский Базар».

В наши дни старинные журналы мод имеются лишь в крупных библиотеках или в частных коллекциях,журнала «Новый Русский Базар» практически нет нигде, возможно это связано с тем, что журнал издавался в формате in folio небольшим тиражом сугубо для аристократической публики. А модные картинки - раскрашенные гравюры о парижских новинках моды из этого журнала, выполненные лучшими французскими графиками, - давно стали библиографической редкостью.

Во времена кринолинов и турнюров каждая модница знала, что быть одетой по моде не значит еще быть хорошо одетой, и что уменье одеваться – это наука и искусство, и этому искусству надо учиться. На помощь приходили многочисленные женские журналы, в которых печатались статьи о парижской моде и ее новинках, давались советы, как выбрать фасон платья и цвет ткани, чтобы было «к лицу»; какие носить украшения – жемчуг или бриллианты; какие шляпки и прически гармонируют именно с этим нарядом, и какое платье надеть на бал?

Журнал выходил четыре раза в месяц (т.е. 48 номеров в год – 24 модных и 24 литературных номера), самого большого формата - in folio, в трех изданиях, различающихся по числу модных раскрашенных картинок - гравюр о новинках моды из Парижа (одна, две или четыре картинки в месяц).

В течение года в журнале печаталось около трех тысяч рисунков в тексте: парижских мод, дамских и детских нарядов; рисунки принадлежностей дамского туалета: зонтики, веера, шляпы, обувь, цветы и пр.; разные работы по рукоделию – вышивка, аппликация, вензеля, метки для белья и пр.; большое количество изящных узоров по канве, атласу и коже шелком и бисером; до восьмисот выкроек в натуральную величину на двадцати четырех отдельных больших листах.

Заметим, что «Новый Русский Базар» не имел соперников в отношении полноты и разнообразия представленных на его страницах иллюстраций новейших мод, дамских и детских, благодаря тому, что редакция его Отдела моды имела свои представительства в Париже и Берлине.

Журнал был ориентирован на состоятельную публику, которая могла себе позволить купить последнюю парижскую новинку моды в дорогом магазине или заказать понравившийся наряд у дорогой портнихи.

На страницах журнала можно было найти занимательное и полезное чтение для всех членов семьи: оригинальные и переводные романы, повести, стихотворения; биографии замечательных женщин, прославившихся на разных поприщах; статьи по многим отраслям знания, о гигиене, по хозяйству или домоводству, и многое другое. Все статьи журнала отличал очень высокий литературный уровень.

Своеобразным магнитом для подписчиков этого журнала служили великолепные, большого формата, изящно раскрашенные модные картинки, работы известнейших французских художников. Эти гравюры составляли треть от цены довольно дорогого журнала и были предметом коллекционирования.

 

 

Источники:

История моды