21 – Воронцовский переулок, 2.
Воронцовский дворец.
 
 
 
Воронцовский дворец открывает Приморский бульвар с северо-западной стороны, возвышаясь на небольшом плато. На плане двухсотлетней давности на его месте находятся казармы. Позже появляется небольшой домик помещика Куликовского, тогдашнего владельца территории. А в 1826 году, когда участок переходит М. С. Воронцову, там начинается строительство дворца по проекту знаменитого архитектора Ф. К. Боффо. Помимо главного здания усадьбы, сооружается целый ансамбль зданий – хозяйственное крыло, Орловский корпус (уничтожен в 1944 году), конюшня с манежем и, конечно же, знаменитая бельведер-колоннада, с которой открывается великолепный вид на город. Полностью комплекс закончили в 1834 году.
Во время Крымской войны, а, точнее, 10 апреля 1854 года, англичане на пару с французами бомбардировали Одессу. Поскольку дворец располагался на возвышенности, он был удобной и легкой мишенью для пристрела с судов эскадры. За один-единственный день здание практически стало руинами – по скромным подсчетам, на владения Воронцова обрушилось порядка двух сотен ядер. Сам граф, узнав о происходящем, просил спрятать редкие книги, которые считал самым большим сокровищем своего дворца.
Дворец восстановили, и спустя более чем полвека он превратился в частную мужскую гимназию. Учебным учреждением дворец пробыл до 1917 года, когда в нем разместился центр восстания Одессы “Советов рабочих и солдатских”, а затем – штаб Красной гвардии. Это не способствовало сохранению уникальных интерьеров дворца – большая их часть была вывезена в Алупку, в Крымский Воронцовский дворец. После Гражданской войны здание использовалось для проведения шахматных соревнований, было Домом пионеров, в нем давали Большую елку в новогодний вечер 1937 года…
Во времена Великой отечественной войны был разрушен Орловский корпус и Зимний сад, а уцелевшие здания едва стояли, изрешеченные снарядами и картечью. В 50-х годах дворец отреставрировали, сохранив все его стилистические элементы за исключением одного – чугунной решетки забора, кованной в Петербурге. В 1961 году здание Воронцовского дворца сменило свое имя на название Дворца пионеров, позже к нему добавили имя героя-подпольщика Великой отечественной войны Яши Гордиенко, а в 2000 переименовали в городской Дворец детского и юношеского творчества.
В 2005 году была проведена небольшая реставрация, а в 2012, в начале года – и вовсе полностью обновили здание.
 
22 – Приморский бульвар.
Памятник Дюку де Ришелье, Потемкинская лестница.
 
 
 
Приморский бульвар до 1919 года именовался Николаевским, а до 1945 г. — бульваром Фельдмана. Он  расположен на краю городского плато, начало свое берет от Думской площади и заканчивается у Воронцовского дворца, перетекая в Бульвар Искусств (ныне бульвар Жванецкого, но не поворачивается у меня язык так его называть). По сей день он – одна из визитных карточек города, неизменная остановка любой туристической прогулки. Застроена лишь одна его сторона, вторая же – крутой склон, ведущий к порту, Лунный парк.
 
 
 
Памятник герцогу де Ришелье, или, по-нашему, по-одесски – просто Дюк, представляет собой бронзовый монумент в полный рост, посвящён градоначальнику Одессы, одному из ее отцов, Арману Эммануэлю София-Септимани де Виньеро дю Плесси, графу де Шинон, 5-му герцогу Ришельё, известном в России как Эммануил Осипович де Ришелье. Кстати, этот памятник – первый, установленный в городе.
Ришелье считался жителями Одессы одним из основателей города – хотя на момент назначения его на пост градоначальника Южной Пальмире было уже восемь лет. Именно благодаря ему Одесса стала крупным портом, активно развивалась и росла. Когда в 1822 году одесситы узнали о смерти герцога в Париже, граф Ланжерон призвал население начать сбор средств на сооружение памятника Ришелье. В следующем году Воронцов заказал памятник известному скульптору И. П. Мартосу.
30 июня 1827 года заложен памятник - бронзовый Ришелье в римской тоге со свитком в руке смотрит на море, и надпись на фасаде постамента: «ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОДѣ ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУ-БЕРНАТОРѣ — ГРАФѣ ВОРОНЦОВѣ»
Во время Крымской войны памятник пострадал – в постамент попал осколок ядра, взорвавшегося в считанных метрах от Дюка. Позже повреждение прикрыли латкой, стилизованной под круглый снаряд.
Пожалуй, самая известная одесская шутка, связанная с памятником – это указание посмотреть на него с канализационного люка. При таком ракурсе свиток в руке герцога напоминает… ну, думаю, кто не знает – догадается =)
 
 
 
Молодой Одессе, как портовому городу, нужен был спуск к морю. Изначально волны шумели прямо возле Николаевского бульвара, но со временем его оттеснили портовые сооружения и Приморская улица. Спускались к морю сначала по протоптанной тропинке, позже – по деревянной летнице. В 1825 году Ф. К. Боффо совместно с А. Мельниковым и Потье, спроектировали гигантскую лестницу, построенную в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым. Воронцов, кстати, распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елизавете, что обошлось ему в 800 тысяч рублей (большие деньги даже по современным меркам, что уж говорить про те времена). Лестницу построили на месте тропинки – так гласит одесская легенда.
Немного сухих цифр: длина лестницы 142 метра, она состоит из 192 ступеней (изначально их было 200) и 10 пролетов. Основание шириной 21,7 м шире верхней части шириной 12,5 м. если смотреть на лестницу снизу, то виден только каскад ступеней, если сверху – видны только площадки. Своим именем она обязана броненосцу Черноморского флота Императорской России «Князь Потемкин-Таврический», который в 1905 году стал на якорь в одесском порту. Когда спустя два десятилетия С. Эйзенштейн снимал в Одессе фильм по тем событиям, одним из ключевых мест он выбрал именно Гигантскую лестницу. Так за ней и закрепилось название Потемкинской, хотя в свое время как только она не называлась – Портовая, Бульварная, Большая, Гигантская, Воронцовская…
Склоны под бульваром со временем терассировали, раскинув там парк невиданной красоты. Узкие аллеи, фонтаны и клумбы, невысокие деревца… И возле самой Лестницы – кафе, на крыше которого, вровень с бульваром, были столики… Сейчас парк – это разбитые аллеи, дремучие заросли высоких деревьев, да и кафе больше нет – одни руины, так и норовящие и вовсе превратится в груду ракушняка…
 
 
 
На бульваре селилась элита Одессы. Здесь строили дома Потоцкий, Нарышкин, Марини, Серато, Зонтаг, Золотарев, Маюров, Вагнер и многие другие.
 
23 – Екатериненская площадь.
Памятник основателям Одессы
 
 
 
Далекий и забытый 1794 год. 7 июня императрица Екатерина II издает указ об основании города и гавани на месте Хаджибея. 2 сентября того же года после освящения строительных площадок забиваются первые сваи в основание города. Город строится по плану инженера-полковника российской армии Франца Деволана. Историю города пишут де Рибас, Потемкин, Зубов…
В знак благодарности матери-основательнице Одессы, Екатерине II, горожане возводят памятник на площади, расположенной за Приморским бульваром. Не забывают и про четырех ее сподвижников, фамилии которых перечислены выше. Проектом занимались известные люди: архитектор Дмитренко Ю. М, скульптор Попов М. П. инженер Сикорский А. А. при участии скульптора Эдуардса Б. В. На треугольной одноименной площади появляется величественный памятник. Екатерина смотрит в город, левой рукой указывая на порт. Ниже, с четырех сторон колонны, на которой стоит императрица – де Волан,  де Рибас, Потемкин и Зубов. Рядом с памятником – небольшая зеленая зона, клумбы и скамейки.
Памятник простоял двадцать лет. После революции большевиков он был демонтирован, статуи «отцов» города хранились в краеведческом музее, а статуя великой императрицы была частично уничтожена. Согласно легенде, бронзовые фигуры хотели переплавить в снаряды, но солдаты решили, что негоже иметь снаряды не пролетарского происхождения. В 1965 году на площади был установлен памятник матросам броненосца «Потемкин».
По прошествии 87 лет памятник вновь вернулся на свое законное место, а «Потёмкинцев» перевезли на Таможенную площадь к входу в одесский порт. Большая часть фрагментов памятника Екатерине II — подлинники. Заново была изготовлена только голова императрицы. Как это водится в нашей стране, открытию памятника предшествовали митинги, сборы и акции протеста – многие видели в Екатерине человека, уничтожившего Запорожскую Сечь, многие – чуть ли не врага украинского народа. А вот о том, что без ее указа не было бы Одессы – почему-то не вспомнили.


 
24 – Думская площадь, 1.
Старая биржа - Одесский городской совет.
 
 


Ну вот, мы с вами возле святая святых одесской власти – возле здания мэрии. Вот уж не знаю, пускают ли простых смертных внутрь, брать здание «на абордаж» пока не пробовала.
Зданию почти две сотни лет – его строили с1829 по 1837 годы по проекту архитектора Ф. К. Боффо. Изначально оно использовалось Одесской товарной (Старой) биржей, и было некоей импровизацией архитектора на тему античности – внешним видом оно так и просится куда-то в Грецию… Изначально главный фасад занимали два ряда колонн, а за ними размещался открытый дворик, мощенный каменными плитами. Ризалиты и задний фасад прорезали огромные, в два этажа, полуциркульные окна. Однако, для расширения площади, необходимой для банковских операций, здание было перестроено. Случилось это в 1871-1873 годах. Архитектор Ф. И. Моранди заменил второй ряд колонн фасада стеной с парадным входом, перекрыл дворик и перестроил его в Белый зал, соединим с биржевым (Розовым) залом через колоннаду, возведенную на месте наружной стены здания. Огромные полуциркульные окна были заложены кирпичом, зато фасад обогатился скульптурой и лепкой.
Здание пострадало во время войны – правое крыло было разрушено попавшими в него снарядами, разворочены стены и перекрытия… В 1946-1949 годах его реставрировали и даже немного реконструировано, изменив планировку и увеличив число рабочих помещений. Восстановили Розовый зал – практически в первозданном виде, а Белый зал отстроили фактически с нуля.
 
 


Хоть ныне здание и является мэрией, о его биржевом прошлом напоминают две скульптуры руки одесского скульптора Луиджи Иорини, расположенные в нишах по краям здания: Церера (слева) - богиня плодородия и земледелия, и Меркурий (справа) - покровитель купцов и путешественников. Над колоннадой, как символ непрерывного бега времени, расположились две женские фигуры – День и Ночь. Под ними – часы, сделанные в 1886 году в Лондоне фирмой "Смит и сыновья" по спецзаказу городской Думы. Диаметр их циферблата составляет 2 метра, масса не много не мало – полторы тонны. Во время войны, когда здание горело, они упали, и восстановили часы только в 1946 году. Каждые пол часа куранты играют отрывок из оперетты «Белая акация» И. Дунаевского - мелодию «Одесса, мой город родной». Кстати, эта же мелодия встречает и провожает одесситов и гостей города на железнодорожном вокзале. К вокзалу мы еще придем в одном из следующих выпусков, а пока двинемся дальше – к археологическому музею.
 
25 – Ланжероновская, 4.
Городская библиотека - Одесский государственный археологический музей.
 
 

Казалось бы – достаточно известное здание, интересное внешне, с музеем внутри – но касательно него архивы предательски немногословны. Выдают лишь основные сведения: построено в 1883 году по проекту архитектора Ф.В. Гонсиоровского, изначально планировалось под библиотеку, потом туда «затесался» еще и музей.
Парадный вход здания, его колонны, архитрав с надписью «Музей» (на старой открытке – «Городская публичная библиотека») и треугольный фронтон – еще одно напоминание об античности, так гармонично вписывающееся во внешний облик Одессы.

 
26 – Ланжероновская, 8.
Дом Навроцкого.
 
 
 
Оставив позади музей, давайте поднимемся вверх по Ланжероновской, пройдем мимо Оперного театра – ему немного позже будет посвящена отдельная статья – и остановимся возле богато украшенного скульптурами и лепниной дома Навроцкого, одной стороной выходящего на дворик Пале-Рояль. Восьмой дом улицы сооружен в 1891 году по проекту архитектора И.Ф. Яценко. Некогда на его месте находилась лавка купца К. Меля, которая была частью торговых рядов, построенных в 1841-1843 гг. по проекту архитектора Д. Торичелли. Эти торговые ряды одесситы, обожавшие проводить аналогии между Одессой и Парижем, назвали Пале-Роялем, и это просторечное название так гармонично вплелось в говор жителей, что прижилось, наверное, на века. Мало кто из одесситов знает, что сорок лет – с 50-х по 90-е года прошлого века –  Пале-Рояль именовался сквером имени Чарльза Дарвина. Какой там Дарвин, у нас тут кусочек Парижа!Со временем торговые ряды сменились жилыми зданиями. Дом из красного кирпича и ракушечника принадлежал владельцу, издателю и редактору одной из самых популярных газет в Одессе "Одесского листка" Василию Васильевичу Навроцкому. Начав карьеру простым наборщиком в типографии, он скопил деньги и начал издавать свою собственную газету, сначала размером в один лист, а со временем превратившуюся в одну из самых солидных газет города. В 1892 году был достроен третий этаж здания – для конторы и редакции «Одесского листка», а четыре года спустя к дому присоединили еще и лавку.
Газета была закрыта в 1920 году, через девять лет после смерти Навроцкого, и с тех пор дом потихоньку приходил в запустенье. Место «Одесского листка» заняла газета «Одесский коммунист», потом – «Станок», а до недавних лет там находился местный ЗАГС. Дом ветшал, разрушался потихоньку, пока в начале 21 века ему не сделали капитальный ремонт, вернув, наконец, первоначальный облик. К сожалению, одну маленькую деталь так и не восстановили – часы на башенке, хорошо видимые на старой открытке. Дом Навроцкого был одним из немногих зданий старой Одессы, имевших часы. От них осталось лишь мансардное окошко, да и купол выше сменился на безвкусную «луковицу»… Плюс невесть откуда взявшийся четвертый этаж, с явным трудом пытающийся вписаться в стиль здания. А в общем и целом – пожалуй, этому дому еще повезло.
 
27 – Пушкинская, 15.
Отель «Бристоль» - Гостиница «Красная» - Отель «Бристоль».
 
 


Налюбовавшись на дом Навроцкого, давайте пройдем три квартала по Пушкинской. Перекресток улицы с улицей Бунина не может не впечатлить – две жемчужины в одном месте. Начнем с четырехэтажного здания, грандиозного, величественного, захватывающего дух и поражающего воображение – с гостиницы «Бристоль».
Построенная в 1898-1899 годах по проекту архитекторов Александра Бернардацци и Адольфа Минкуса, она была первой четырехэтажной гостиницей Одессы. Еще тогда, в самом начале, заведение позиционировалось как элитное - 100 номеров стоимостью от 1 руб. 50 коп. до 15 рублей в сутки (что по тогдашним меркам было довольно крупной суммой), телефоны в каждом, вышколенная прислуга... Особо отмечали ресторан с обедом из пяти блюд, стоимостью 1 руб. 25 коп. Отель по праву считался одним из самых благоустроенных и лучших в России. В нем останавливались знаменитости – Иван Бунин, Вера Холодная, Теодор Драйзер…


После революции отель был закрыт, а здание быстро пришло в упадок. Шикарные номера переоборудовали в кабинеты для рабочих железной дороги. Во времена НЭПа гостиницу возродили под именем «Красная» - в честь Красной армии, Красного знамени и Красной площади в Москве. И снова – огромную популярность завоевал одноименный ресторан при гостинице, в котором бывали Исаак Бабель, Зиновий Герд и Владимир Высоцкий.
В 2002 году здание было закрыто на полную реконструкцию. Долгие восемь лет оно стояло в строительных лесах и монтажных сетках, пока в декабре 2010 снова не открылось – как пятизвездочный отель с возрожденным названием «Бристоль».
Кстати, с отелем в советские времена была связана одна любопытная история. Есть у Одессы город-побратим – Йокогама в далекой Японии. Прислали они нам как-то в качестве подарка краску, специально для «Красной». Советские рабочие покрасили фасады, и спустя не такое уж долгое время свежее покрытие начало лущиться и облазить. Возмущенные власти направили жалобу в Йокогаму – мол, что это вы нам за подарок такой сделали? Японцы, и сами удивленные, отправили в Одессу своего эксперта. Тот взял образец краски прямо с фасада, в переносной маленькой лаборатории поколдовал над ним, похимичил и констатировал, что японской краски там – от силы половина. Куда делась остальная часть японского подарка, доподлинно не известно…
 
28 – Бунина, 15.
Новая Биржа – Одесская филармония.
 
 

Ну как, рассмотрели «Бристоль» со всех сторон? Да? Тогда предлагаю взглянуть на вторую жемчужинку – к тому же, идти никуда не надо. Напротив отеля расположилось здание, кладкой стен фасада, витыми колоннами из белого мрамора, витражами и спокойным великолепием напоминающее венецианский Дворец Дожей. Разрешите представить – перед вами одесская филармония, бывшее здание биржи.Согласно одесской легенде, банкиры и экспортеры выписали из Италии архитектора Бернардацци, и заказали ему здание биржи. Особым пожеланием был зал – лишенный всякой акустики, чтобы рядом сидящий человек тебя не слышал. Архитектор долго ломал голову над пожеланием клиентов, и в конце концов нашел выход. Зал биржи был поистине уникален – при общей замечательной проходимости звука он добился эффекта «глухоты ближнего». Это можно наблюдать и сейчас – говорящего со сцены прекрасно слышно в любом уголке зала даже без применения усилителей, зато шуршание, скажем, обертки конфеты, которую решил съесть ваш сосед, так и не долетит до вашего уха.Однако, легенда легендой, а правда о создании биржи все таки немного иная. В 1891 году городские власти объявили всемирный (!) конкурс, на котором из тридцати работ выиграл проект начинающего венского архитектора В. И. Прохаски. Доработать сей проект поручили Бернардацци, который впоследствии и руководил процессом строительства с 1894 по 1899 годы. Имя великого архитектора увековечено в названии ресторана при филармонии, а его бюст и памятная доска установлены в нише центрального входа в здание в 1900 году – как подарок благодарных одесситов «в ознаменование 50-летней деятельности архитектора строителя биржи». По обе стороны от бюста, на мраморных колоннах, вырезаны имена тех людей, кому здание обязано своим чарующим обликом: мраморщиков, скульпторов, резчиков по дереву, художников.
Если посмотреть на высокую резную дверь с бронзовыми ручками в виде драконов, расположенную со стороны Пушкинской улицы, то над ней увидите годы строительства здания. Над парадным входом еще можно разобрать нещадно замазанные слоями краски медальоны гербов Одессы, Бессарабской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний, символизировавших престиж Новой биржи. Кстати, в свое время уникальному внешнему виду биржи угрожало уничтожение – власти намеревались провести реконструкцию здания с полным изменением фасада, однако этому решению воспротивились не только инженеры, но и простые одесситы.
В 1937 году в Одессе основали Государственную областную филармонию, изначально как филиал Харьковской, впоследствии уже как самостоятельную организацию. Ей передали симфонический оркестр и в 1946 году – здание Новой биржи. С тех пор назначение здания не менялось.


Интересный фоторепортаж в двух частях можно глянутьздесь и вот здесь

 
29 - Канатная, 23.
Сабанские казармы.
 
 

Здание появилось в Одессе в 1827 году. Его построили по заказу польского магната Сабанского, которому нужно было зернохранилище в Одессе. Три года спустя, за участие в польском восстании, Сабанского лишают всего имущества, впрочем, милостиво ограничившись лишь этим и сохранив экс-магнату жизнь и свободу. Зернохранилище передается военному ведомству, и используется как казармы.
В 1918-1920 годах здание отдается под только что открывшийся политехнический университет. Сейчас здесь расположились казарма и учебный корпус Одесского государственного университета внутренних дел.
В длину здание занимает ни много ни мало 140 метров. Фасад хорошо виден с дальнего расстояния благодаря крутому спуску к Карантинной балке. Кстати, внешне фасады напоминают казармы Павловского полка, построенные по проекту архитектора В. П. Стасова в Ленинграде.

 
30 - Жуковского угол Деволановского спуска.
Новиков мост.
 
 

Новиков мост - старейший из каменных мостов Одессы. Он сооружен в 1822-1824 годах по проекту знаменитого одесского ученого и инженера Жюста Гаюи. Инициатива строительства принадлежала, как нетрудно догадаться, Новикову - купцу и подрядчику стройки. Кроме общественного интереса - удобства перемещения между улицами города, этот человек преследовал еще и личную выгоду: он был владельцем канатного завода (именно ему улица Канатная обязана своим названием), и мост связывал его завод и центр города по улице Жуковского (тогда - Почтовой).
Мост - один из немногих старых мостов Одессы, имеющий приличный вид. А все - благодаря капитальной реставрации 2009 года.
Кстати, если кому интересна тема одесских мостов - а эта тема обширна и достойна внимания - советую заглянуть вот сюда. Любопытная статейка.
 
31 - Жуковского, 18.
Бродская синагога - Государственный архив Одесской области.
 
 
 
Серое здание на углу улиц Пушкинской и Жуковского. Величественное, монументальное здание снаружи - и развалина внутри. Уникальная архитектура, медленно и верно рушащаяся у нас на глазах... Когда-то в этом здании играл орган и раздавались молитвы одесских евреев. Сейчас там пылятся полки архивов.
В далеком 1863 году состоялось заседание одесского строительного комитета и членов еврейской молитвенной школы по вопросу строительства Бродской синагоги. Городская власть дала разрешение на возведение здания. Проектом руководил архитектор И. Н. Колович, задумавший построить компактное здание в стиле итальянской готики. Оно строилось на деньги еврейской общины из города Броды, чем и обязано своим названием. Основным материалом был ракушняк - доступный и недорогой материал, из которого строилось большинство домов старой Одессы. Правда, тогда никто не знал, что дешевый строительный материал сослужит плохую службу культовому сооружению - из-за постоянных перестроек внутри здания и регулярных осадок грунта под его фундаментом по ракушечниковым стенам поползли трещины...
Во время Второй мировой румынские оккупанты зашли в Одессу. Они и переоборудовали синагогу в архив, и с тех пор, с их подачи, здание и поныне числится архивом, сменив за это время с десяток вариаций названий. При советской власти внутренняя часть здания многократно перестраивалась, и сейчас уже мало что напоминает об изначальном облике, задуманном Коловичем.
В 2006 году здание было внесено в перечень памятников архитектуры, но чересчур поздно: за три года до этого зданию был присвоен статус аварийности. Впрочем, если бы его причислили к числу памятников архитектуры раньше, вряд ли что-то было иначе. Синагога неторопливо разрушается, ставя под угрозу не только архитектурную память, но и память историческую - госархив.
 
32 - Привокзальная площадь.
Одесский железнодорожный вокзал.
 
 

Одесский железнодорожный вокзал - вещь тупиковая. Это известно каждому одесситу и тем гостям города, которые приезжали в Одессу поездом. Рельсы заканчиваются меньше чем в сотне метров от здания вокзала. Поезд приходит в Одессу, выпускает пассажиров, а затем к последнему вагону цепляется тягач, который уводит состав "задом наперед" на отстой. Иначе на нашем вокзале не развернуться, да и уехать дальше не получится - даже если продлить линию рельс, она пройдет по Пушкинской и уткнется в Черное море.
История одесской железной дороги начинается 15 января 1863 - именно в этот день было принято решение о строительстве и утвержден устав Одесско-Балтской железной дороги, которая соединяла Одессу с центральными районами Украины. Параллельно с началом строительства путевых сооружений в районе Конной площади (ныне станция Одесса - Товарная) начали строить вокзал, локомотивный сарай (депо) и мастерские.К началу 1890-х годов вокзал перестал отвечать требованиям города, и, к тому же, находился в неудобном для пассажиров месте. Так что с разрешения императора Александра II было принято решение о строительстве нового вокзального комплекса. Одесский вокзал перенесли на старую границу Порто-Франко, в конец Итальянской (ныне Пушкинской) улицы. Проект принадлежал  архитектору В.А.Шретеру, строительство велось под чутким руководством А.И. Бернадацци.
В 1883 году вокзал открылся - роскошное здание в форме буквы "П", обращённое короткой частью с главным входом на Привокзальную площадь в сторону улицы Пушкинской. Поезда входили между длинными флигелями, где были расположены платформы и упирались в короткий флигель - та самая тупиковость вокзала. Здание имело два выхода - на Привокзальную (основной) и Сенную площади (боковой), главный вход прикрывала трехарочна лоджия с часами, перроны имели навесы для защиты пассажиров от дождя и солнца, перед вокзалом находился небольшой парк с фонтаном.
Здание простояло 60 лет. Во время Великой Отечественной, в 1944 году, его взорвали. Вскоре был объявлен тщательно контролируемый всемирный (!) конкурс на новое здание одесского вокзала. Его построили в рекордно короткие сроки - с ноября 1950 по июль 1952 - по проекту архитектора Чуприна. В строительстве вокзала участвовал весь город: профессорско-преподавательский состав Одесского строительного института разработал метод скоростного строительства, в строительстве принимали участие бригады одесских заводов, тысячи одесситов проводили здесь воскресники, приходили во внерабочее время для выполнения различных подсобных работ. Со всех сторон шли вагоны с кавказским дымчатым, серым среднеазиатским мрамором... В строительстве принимали участие специалисты по отделочным работам Закавказья, Урала, Карелии.
Величественное здание, результат труда тысяч людей, мы видим и сегодня. Его реконструировали несколько раз, последняя и самая масштабная была в 2006 году. Чуть больше недели назад - 12 июля этого года - здание вокзала отметило свое 60-летие. Величественные сухопутные ворота в Одессу прочно стоят уже более полувека. И, к счастью, есть все основания утверждать, что они простоят так еще немало.
 
На этом я хочу с Вами попрощаться...
Я очень надеюсь, что Вам было интересно побродить со мной
по моему любимому городу...Я прощаюсь с Вами ненадолго, и буду показывать  свои фотоработы с видами города ;)
 
До встречи, Ваш экскурсовод Лиза 
http://my-lukoshko.blogspot.de/p/blog-page_26.html